Рынок в экономике – это основное понятие, поэтому рассмотрим его поподробнее. Основными условиями рынка, точнее условием его возникновения можно считать:
- разделение труда;
- обособленность производств;
- самостоятельность производителей.
Благодаря этим условиям, мы имеем тот рынок, который существует в современном виде. Основными признаками рынка являются:
- нерегулируемое предложение (производитель сам принимает решение о том, что производить и в каких количествах);
- нерегулируемый спрос (соответственно покупатель сам решает, что и сколько покупать);
- нерегулируемая цена (цены определяются непосредственно на рынке под влиянием спроса, предложения, конкуренции, а также конечно, качества товара или услуги и его объема).
Функции рынка.
- Посредническая функция. Рынок связывает производителя и потребителя. Как говорится, у одних – товар, у других – купец, а рынок помогает найти друг друга.
- Ценообразовательная функция. Установление цены согласно спроса и предложения.
- Информационная функция. Распространение информации о товарах и услугах. Реклама – один из видов этой функции.
- Регулирующая функция. Перемещение капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные и, таким образом, приведение в равновесие спроса и предложения.
- Стимулирующая функция. Внедрение достижений научно-технического прогресса и расширение ассортимента.
- Координирующая функция. Побуждение производителей совершенствовать производства в направлении: меньше затрат, больше прибыли.
- Санирующая функция. Банкротство неэффективных и убыточных предприятий и оздоровление рыночного механизма.
Система рынков.
Система рынков – это комплекс множества рынков разной направленности. В зависимости от назначения товаров, экономисты различают три вида рынка в рыночной системе:
- Рынок потребительских товаров, или просто потребительский рынок (продовольственные, промышленные (непродовольственные) товары; бывает оптовая и розничная разновидности этого вида рынка).
- Рынок факторов производства (рынок производства):
- рынок труда или рабочей силы;
- рынок средств производства (здесь продаются фабрики и заводы);
- рынок земли.
- Финансовый рынок:
- денежный рынок (кредиты, ссуды);
- рынок ценных бумаг (акции, векселя).
Структура рынка.
В структуре рынка существует четыре типа модели рынка:
- Рынок свободной конкуренции. Характеризуется большим числом продавцов и покупателей, однородным товаром, свободным, нерегулируемым ценообразованием на основе спроса и предложения.
- Рынок монополистической конкуренции. Отличается от предыдущей модели тем, что конкуренция основана на цене товара и попытке выделить свой товар из множества товаров подобного типа либо ценой, либо рекламой. Так же, как и в предыдущей модели, доступ на рынок открытый.
- Рынок монополии. Товар уникален, а производитель один. Доступ на рынок заблокирован. Ситуация, когда производитель один, и покупатель тоже один – называется двусторонней монополией.
- Рынок олигополии. Несколько производителей, установивших взаимный контроль цен и разделивших между собой рынок сбыта. Доступ на такой рынок закрыт.
Проанализировав рыночный механизм становится очевидно, что он является двигателем развития не только экономической деятельности общества, но и научно-технической деятельности, а также политической.