Спрос и предложение впервые сформулировал арабский историк и философ Ибн Хальдун еще в XIV веке. Он высказал идею, что цена на товары и услуги определяется спросом и предложением. То есть, если товар редкий и пользуется спросом, то и цена на него будет высокой. Соответственно купец будет покупать товар там, где он не является дефицитом и дешевле, а продавать там, где на него спрос, и он дороже.

Окончательно закон спроса и предложения сформулировал Альфред Маршалл в конце XIX века.

Спрос – это запрос потребителя (потенциального покупателя) на приобретение какого-либо товара или услуги.

Предложение – это желание и возможность производителя (продавца) реализовывать свои товары или услуги на рынке по определенным ценам.

Закон спроса заключается в следующем: объем спроса уменьшается пропорционально увеличению цены товара или услуги.

Основные факторы, определяющие спрос:

  • уровень дохода покупателя;
  • размер рынка;
  • мода;
  • сезонность (плавки зимой покупают реже, чем летом);
  • наличие товаров-заменителей;
  • инфляционные ожидания (иногда плавки все же лучше купить зимой, когда они дешевле).

Закон предложения: объем предлагаемого товара тем выше, чем выше цена на товар. Объясняется он просто: возможностью больше заработать.

Основные факторы, влияющие на рост предложения:

  1. Наличие товаров – субститутов (альтернативный товар).
  2. Наличие товаров – комплементов (дополнительные товары – чехол к мобильному телефону, тумбочка для телевизора).
  3. Уровень технологий.
  4. Доступность и количество ресурсов.
  5. Дотации, налоги.
  6. Природные условия.
  7. Инфляционные и социально-политические ожидания (елки нужно продать до 31 декабря, иначе потом их стоимость существенно снизится, где-то до нуля).
  8. Размеры рынка.