Инфляция – это повышение цен на товары и услуги, напрямую связанное с покупательской способностью общества (то есть со временем на ту же сумму денег можно купить все меньше и меньше товара). Инфляцию не следует путать с таким термином, как «скачок цен», потому что она имеет более продолжительный и устойчивый характер, а также ее влияние равномерно по всем группам товаров и услуг, хотя некоторые из них могут и не подвергнуться инфляции.
Противоположный термин – дефляция, то есть снижение цен, - довольно редкое явление в современной экономике, чаще всего имеющее сезонный характер: например, постепенное снижение цены на зелень, редис, огурцы к середине лета, а потом – снова рост цен.
Причины инфляции.
В экономике существует семь главных причин инфляции:
- Увеличение государственных расходов, финансирование которых вызывает увеличение денежной массы (включение «печатного станка») сверх потребностей товарного оборота. Заметнее всего эта причина в периоды экономического кризиса или войны.
- Массовое кредитование, также провоцирующее увеличение денежной массы.
- Монополия крупных компаний на установление цен (особенно в ресурсо-добывающих отраслях производства).
- Монополия профсоюзов при определении уровня зарплат.
- Сокращение объема производства (то же количество денег в стране соответствует меньшему количеству производственного товара, то есть больше денег на единицу товара).
- Снижение курса национальной валюты (особенно при большом количестве импорта в страну).
- Рост налогов, пошлин, акцизов при более-менее стабильном уровне денежной массы.
Виды инфляции.
- Инфляция спроса (или дефицит товара), - когда спрос на товар превышает предложение.
- Инфляция предложения – рост затрат на производство (издержек) провоцирует уменьшение производимой продукции.
- Сбалансированная инфляция – все цены растут равномерно, независимо от вида товара.
- Несбалансированная инфляция – неравномерный рост цен на различные товары и услуги.
- Прогнозируемая инфляция – ожидаемое явление в свете развития экономики государства.
- Непрогнозируемая – самый неприятный вид, так как население может даже оказаться в панике от такого резкого и неожиданного роста цен.
- Инфляция ожидания потребителей – вид инфляции, возникающий, когда слухи о грядущем повышении цен заставляют заранее производителей повышать цену, даже в отсутствие экономического кризиса.
Еще три вида инфляции зависят от темпа ее роста:
- Умеренная, или ползучая инфляция – наиболее медленный вид, рассматриваемый некоторыми экономистами как нормальное развитие экономики (по их мнению, такая инфляция только стимулирует развитие экономики государства, если она не превышает показателей в 10% в год). Однако всегда существует опасность перехода такого вида в следующий вид инфляции.
- Галопирующая инфляция – преобладает в развивающихся странах, и опасна для экономики государства. При ней рост цен может составить от 10 до 50% в год.
- Гиперинфляция – страшное явление в экономике: рост цен может достигать сотен и даже тысяч процентов в год. В результате огромного дефицита бюджета выпускается чрезмерное количество денежных знаков, что парализует хозяйственную деятельность государства.
Последствия инфляции.
- Разница денежных запасов (резервов Нацбанка) и денежных потоков, что провоцирует обесценивание денежных запасов и ценных бумаг.
- Стихийное перераспределение доходов (проигрывают продавцы, кредиторы, экспортеры и бюджетные организации, а выигрывают покупатели, должники, импортеры и работники реального сектора).
- Искажение большинства экономических показателей (рентабельность, ВВП и т.д.).
- Падение курса национальной валюты.
Антиинфляционная политика.
Антиинфляционная политика – это совокупность государственных мер по регулированию экономики путем подавления инфляции.
Виды антиинфляционной политики:
- Дефляционная политика – политика регулирования спроса через кредитный и налоговый механизмы: снижение госрасходов, повышение процентных ставок за кредит, ограничение денежной массы. Минус в том, что этот вид политики приводит к уменьшению роста экономики.
- Политика доходов – контроль одновременно за ценами и зарплатой путем установки их пределов. Минус в том, что это может вызвать общественное недовольство. Второй вариант – внешние займы, что ведет к увеличению госдолга.
- Политика индексации – индексация пенсий, стипендий, зарплат. Индексация менее эффективна, чем предыдущие два варианта.
- Стимулирование расширения производства и роста сбережений населения – самый трудновыполнимый, но самый эффективный метод.
При изучении понятий инфляции и покупательской способности можно упомянуть такое интересное понятие как Индекс Биг-Мака – способ определения покупательской способности. Этот стандартный бутерброд от McDonald's выступает в роли показателя реального обменного курса национальной валюты, покупательской способности, а также обеспеченности населения, потому что его цена в разных странах неодинаковая и напрямую зависит от того, что было перечислено. По данным 2015 года Биг-Мак в Украине стоит 1,2 доллара США, России – 1,36 доллара, в США – 4,8 доллара, а в Швейцарии – аж 7,54 доллара США.