Понятие рынка и рыночного механизма.

 

Рынок – это вид товарного, или рыночного хозяйства, который представляет собой комплекс экономических отношений, основанных на регулярном обмене между производителями товаров и услуг и их потребителями. При этом типе рыночных отношений, основным фактором становится конкуренция.

Рыночный механизм – это способ взаимосвязи и взаимодействия главных элементов рынкапредложения, спроса, цены, конкуренции и монополии.

Конкуренция – это соперничество между многочисленными производителями, выпускающими более или менее равные объемы более или менее идентичной продукции.

Главное условие появления конкуренции – это наличие нескольких независимых продавцов и покупателей, иначе рынок не считается конкурентным. Еще одно понятие в этом разделе экономической теории – монополия. Монополия – это рынок с одним продавцом и несколькими покупателями. Монополия характерна отсутствием конкурентов, и, соответственно, возможностью «накручивать» цены на товар или услугу, а заодно – экономить на качестве этого товара или услуги, так как для покупателя других вариантов нет. Так или иначе он станет либо потребителем, либо откажется от данного товара или услуги.

 

Формы и виды монополий.

 

Экономисты различают три вида монополий:

  1. Естественная монополия – состояние рынка, при котором приобретение товаров и услуг от определенной компании или корпорации наиболее эффективно, так как другие производители отсутствуют вообще (железная дорога, водоснабжение, газовое снабжение и т.д.).
  2. Закрытая монополия (в том числе государственная монополия) – вид монополии, созданный силами правительства с помощью законодательных барьеров. При этом создаются товарные границы этого рынка, формы контроля и регулирования его деятельности.
  3. Открытая монополия – это временная ситуация на рынке, когда появляется новый продукт, услуга или технология. Существует до тех пор, пока конкуренты не освоят производство этой продукции или технологию.

Пример естественной монополии – Газпром, у которого нет конкурентов, потому что никто в России не добывает газ хотя бы в тысячной доле объемов Газпрома. Если вы изобрели новый недорогой фильтр, который может из канализационных сливов отфильтровать дистиллированную воду, и стали продавать его на рынке, - то это открытая монополия, потому что никто не додумался пока до такой технологии. Этот вид монополии просуществует до тех пор, пока конкурирующая фирма не разработает свой, точно такой же фильтр на том же принципе, и создаст конкуренцию. Если же вы сразу после изобретения фильтра оформите на него патент, защищающий вас на правовом уровне от конкуренции, то мы будем иметь дело с закрытой монополией.

Монополизация может иметь одну из пяти форм монополии:

  1. Чистая монополия – это ситуация, при которой на рынке есть только один поставщик конкретного вида товара или услуги.
  2. Конгломерат или концерн – представляет из себя группу лиц, финансово объединенных (например, «Нефтегаз»).
  3. Картель – формальная или неформальная договоренность об одной политике сбыта (когда все продавцы мяса на рынке ставят одну цену на свинину).
  4. Синдикат – распределение и сбыт товара происходит централизованно, единым органом, которому подчиняются все производители данного продукта. Такая форма монополии, как синдикат, очень часто организовывается при участии правительства (синдикат сахарозаводчиков в царской России).
  5. Трест – форма монополии, при которой участники объединения теряют свою независимость и превращаются в подразделение одной фирмы. (Пример – Sony Corporation, которая состоит из Sony Computer Entertainment, Sony Pictures Entertainment, Sony Music Entertainment, Sony Mobile Communications, Sony Bravia и производит соответственно видеоигры и приставки, фильмы и сериалы, музыкальную продукцию, мобильные телефоны и телевизоры.