Понятие социальной нормы.

 

Понятие социальной нормы имеет непосредственное отношение к понятию общественных отношений. Социальные нормы – это общепринятые образцы и правила поведения человека в обществе, гарантирующие стабильность социальных отношений. Социальная норма – это регулятор общественных отношений. Ученые выделили три вида регуляторов общественных отношений:

  • стихийные регуляторы (природные явления или общественные процессы, влияющие на поведение людей, - экономические кризисы, эпидемии и т.д.);
  • технические регуляторы (различные правила эксплуатации, не имеющие социального содержания, - ГОСТы, ПДД, инструкции по эксплуатации, строительные нормы и правила поведения и т.д.);
  • социальные регуляторы (или социальные нормы).

Для обществознания, конечно же, интерес представляет последний вид регуляторов. Основные признаки социальных норм:

  • они адресованы всем людям;
  • регулируют самые устойчивые социальные отношения (самые типичные, частые, постоянные);
  • рассчитаны на неоднократное использование;
  • не имеют срока действия;
  • касаются только отношений между людьми;
  • подкреплены средствами воздействия (социальными санкциями).

 

Виды социальных норм.

 

В системе социальных норм социологи обычно выделяют 6 видов социальных регуляторов:

  1. Нормы права (правовые нормы) – регулятор общественных отношений, гарантированный государством.
  2. Нормы морали (моральные нормы) – социальный регулятор, основанный на представлениях о «добре» и «зле», «плохом» и «хорошем». Основной метод воздействия – общественное мнение.
  3. Религиозные нормы – социальный регулятор, основанный на вере в сверхъестественные силы и высший разум.
  4. Корпоративные нормы – правила поведения, разработанные для определенной группы лиц (социальной группы), например, устав для коллектива предприятия.
  5. Прочие социальные нормы, например, эстетические (правила оценки красоты) или политические (регуляция отношений внутри политической системы, они же – дипломатические).

 

Функции социальных норм.

 

  1. Внедрение человека в социальные группы, а группы – в общество.
  2. Регулирование процесса социализации.
  3. Контроль социальной девиации (или девиантного поведения, то есть поведения, отклоняющегося от социальных норм).
  4. Формирование образцов, эталонов поведения.

Девиантное поведение, кстати, может быть полезно для социальных норм: иногда создает прецедент, из-за которого правила переписываются и совершенствуются.