Понятие социального института.

Понятие социального института в обществознании подразумевает Спенсеровский подход и Вебленовский подход.

 

Спенсеровский подход.

Спенсеровский подход назван по имени Герберта Спенсера, который нашел много общего в функциях социального института (сам он называл его социальным учреждением) и биологического организма. Он так и писал: «в государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система… При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры».  Итак, по Спенсеру, социальный институт – это организованный тип поведения и деятельности человека в обществе. Попросту говоря – это особая форма общественной организации, при изучении которой необходимо делать упор на функциональные элементы.

 

Вебленовский подход.

Вебленовский подход (по имени Торстейна Веблена) на понятие социального института несколько отличается. Он делает упор не на функции, а на нормы социального института: "Социальный институт — это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств". Попросту говоря, ему были интересны не функциональные элементы, а сама деятельность, цель которой удовлетворение потребностей общества.

 

Система классификации социальных институтов.

В системе классификации социальных институтов основное разделение социальных институтов идет по сфере деятельности:

  •  экономические – рынок, деньги, оплата труда, банковая система;
  •  политические – правительство, государство, судебная система, вооруженные силы;
  •  духовные институты – образование, наука, религия, мораль;
  •  семейные институты – семья, дети, брак, родители.

Кроме того, социальные институты делят по своей структуре на:

  •  простые – не имеющие внутреннего деления (семья);
  •  сложные – состоящие из нескольких простых (например, школа, в которой есть множество классов).

 

Функции социальных институтов.

Любой социальный институт создан для достижения какой-либо цели. Именно эти цели и определяют функции института. Например, функция больниц – лечение и здравоохранение, а армии – обеспечение безопасности. Социологи разных школ выделяли множество разных функций в стремлении их упорядочить и классифицировать. Липсет и Ландберг смогли обобщить эти классификации и выделили четыре основные:

  • функция воспроизводства – появление новых членов общества (главный институт – семья, также другие институты, с ней связанные);
  • социальная функция – распространение норм поведения, образование (институты религии, обучения, развития);
  • производство и распределение (промышленность, сельское хозяйство, торговля, также государство);
  • контроль и управление – регулирование отношений между членами общества путем выработки норм, прав, обязанностей, а также системы санкций, то есть штрафов и наказаний (государство, правительство, судебная система, органы охраны общественного порядка).

По типу деятельности функции могут быть:

  • явные – официально оформленные, принятые обществом и государством (учебные заведения, социальные учреждения, зарегистрированные брачные отношения и т.д.);
  • скрытые – деятельность скрытая либо непреднамеренная (криминальные структуры).

Иногда социальный институт начинает осуществлять несвойственные ему функции, в этом случае мы можем говорить о дисфункции этого института. Дисфункции работают не на сохранение социальной системы, а на ее разрушение. Примеры – криминальные структуры, теневая экономика.

 

Значение социальных институтов.

В завершение стоит сказать о важной роли, которую играют социальные институты в развитии общества. Именно характер институтов определяет успешное развитие или упадок государства. Социальные институты, особенно политические, должны быть общедоступными, - если же они носят закрытый характер, то это приводит к дисфункции остальных социальных институтов.