Понятие социальной группы.
Понятие социальной группы – один из самых широко распространенных терминов социологии. Социальная группа является предметом изучения также психологов, маркетологов, экономистов, правоведов, политологов и т.д.
Социальные группы – это сообщества людей, имеющие какие-либо общие признаки, общие цели и деятельность, а также связанные отношениями в рамках того или иного социального института (формального или неформального). Студенты – социальная группа, а образование – социальный институт, родители, их дети, бабушки и дедушки – социальная группа, институт брака и семьи - … я думаю вы сами поняли.
Само слово группа происходит из итальянского языка и означает узел. Как термин социологии, оно стало употребляться в XIX веке, и значение «узел» обосновано, так как в социальной группе людей «связывают» те или иные цели и интересы.
Признаки социальной группы.
Какая социальная группа ни подлежала бы изучению, она в любом случае будет иметь все или большую часть следующих признаков и свойств:
- Внутренняя организация.
- Общая цель в деятельности.
- Модели групповой деятельности.
- Взаимоотношения внутри группы.
- Согласованное участие (или соучастие) в совместной деятельности.
- Социальная интеракция (активное общение внутри группы).
- Стигматизация (по-древнегречески стигма – клеймо, знак; признаки, по которым можно распознать члена группы – одежда или символика на ней, стиль прически, татуировки, манера поведения).
- Сигнификация (особый вид общения внутри группы – сленг сисадминов, к примеру, или язык жестов спецназа).
- Хабитуализация (выработка у членов группы общей социальной позиции, общего мнения и стереотипов поведения: «Windows – полная фигня», - заявили поклонники MacOS).
- Идентификация (отношение себя к данной группе, способность отличать своих от чужих: он – москаль, потому что сказал «че», а не «шо» или «што»).
Виды социальных групп.
По размеру и распространенности в обществе социальные группы бывают:
- большие – существующие в масштабах всего общества (пенсионеры, народности и нации, мужчины и женщины, ученые, рабочие, дети, школьники, военные, студенты, политики, юристы и т.д.);
- средние (рабочие какого-либо завода, жители какого-нибудь города, члены какой-то конкретной организации);
- малые (семья, компания друзей, соседи по подъезду).
По способу взаимодействия:
- первичные (или контактные) – друзья;
- вторичные (или бесконтактные) – сообщество молодых мам на форуме с соответствующей тематикой.
По способу возникновения:
- официальные (специально организованные, например, рекламный отдел в редакции);
- неофициальные (стихийно возникшие – зрители в кинотеатре);
- реальные (палата с пациентами);
- условные (алкоголики какого-нибудь города, по большей части друг с другом незнакомые, и к этой социальной группе себя не причисляющие).
По социальной значимости:
- социально положительные (семья, коллектив);
- социально деструктивные (или асоциальные – наркоманы);
- антисоциальные (преступники, криминальные группировки).
По типу совместной деятельности:
- практические (вместе заняты каким-то видом труда);
- гностические (научная деятельность, исследования);
- эстетические (творческие группы, союзы писателей, ценителей живописи);
- гедонические (досуг и развлечение: толкиенисты, фанаты ЦСКА, поклонники Билана и т.д.).
Структура социальной группы.
Структура социальной группы наиболее очевидна в больших группах, менее – в средних. Малая социальная группа может не иметь основных признаков структуры, либо они могут быть слабо выраженными.
Элементов структуры социальной группы – всего два: ядро и периферия. Оба эти понятия расплывчаты. Чем больше человек имеет характерных признаков данной социальной группы – тем ближе он к ядру (или к его центру), чем меньше – тем дальше он в периферии. Наиболее отдаленные члены социальной группы могут быстро выходить из группы, или наоборот – постепенно продвигаться к центру (понятие социальной мобильности). Возьмем, к примеру, современных коммунистов в России. Геннадий Зюганов – это ядро. Вокруг него расположились его сподвижники по КПРФ. Не очень далеко от них – группа пенсионеров, сохранивших коммунистические идеалы. На периферии в основном – современная молодежь, которая поддерживает идеи коммунизма и голосует на выборах соответственно. На самом краю периферии – молодой парень, который плохо знаком с коммунистической доктриной или вообще не знает, что это такое; зато считает, что “Сталин – крут и все-такое”, и поэтому он тоже считает себя коммунистом.
Основная особенность социальных групп заключается в том, что они – это не только группы людей по интересам или по общей деятельности. Это еще и определенная групповая социальная позиция людей, грубо говоря – общественное мнение, способ выражения какой-либо социальной точки зрения.