Понятие образования.
Образование, согласно словаря Ушакова, - это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение.
Обществознание изучает образование с трех основных аспектов:
- как систему знаний;
- как процесс обучения и формирования знаний;
- как систему социальных институтов общего и профессионального обучения.
В широком понимании образование можно охарактеризовать как процесс формирования интеллектуальных, психологических и физических способностей человека.
Система образования.
Система образования состоит из:
- дошкольных образовательных учреждений (детский сад);
- общеобразовательные учреждения (школы);
- учреждения высшего профессионального образования (вузы);
- учреждения среднего специального образования (ПТУ);
- частные образовательные учреждения (лицеи, колледжи, спецшколы);
- дополнительное образование (институты повышения квалификации).
Структура образования.
Образование – это социальная система (социальный институт), которая по своей структуре состоит из нескольких образовательных ступеней. В Российской Федерации образование состоит из трех ступеней, которые, в свою очередь, могут делиться на подвиды:
- Дошкольное образование (ясли и детский сад).
- Общее образование (школа):
- начальное (1-4 класс школы);
- основное (5-9 класс);
- среднее (10-11 класс).
- Профессиональное образование:
- начальное (ПТУ, профессиональный лицей);
- среднее (техникум, колледж);
- высшее:
- бакалавриат (I-IV курс вуза);
- специалитет (V курс);
- магистратура (V курс).
- послевузовское:
- аспирантура;
- докторантура.
Есть также еще две обособленные ступени, не входящие напрямую в эту структуру:
- дополнительное образование (курсы, кружки);
- самообразование (самостоятельное обучение).
Кроме того, образование может иметь пять форм обучения:
- очная;
- заочная;
- экстернатура;
- индивидуальный план;
- дистанционная форма.
Функции образования.
При изучении функций и целей образования социологи выделяют пять основных аспектов:
- Воспитание (выработка культурных и моральных ценностей).
- Собственно, обучение.
- Подготовка квалифицированных специалистов.
- Приобщение к продуктам культуры и технологиям.
- Социализация (привитие образцов поведения, социальных норм и ценностей).
В повседневной жизни образование чаще всего подразумевает под собой обучение, как педагогический процесс интеллектуального образования обучаемого. Главную ценность образования (обучения) определил еще Пифагор: образованием можно поделиться с кем-нибудь, при этом не утратив его самому.
Образование – еще один ключевой элемент системы человеческого общества, отличающий его от животных.