Духовное производство.

 

Духовное производство – это производство идеи в общественной форме, то есть создание новых духовных ценностей. Духовное производство может идти параллельно с материальным производством. Например, скульптура, книга, или картина, в которой заключена какая-нибудь ценная для общества идея, - это продукт и материальной, и духовной деятельности.

Различают три вида этого типа деятельности:

  1. Наука. Тип духовного производства, цель которого – появление новых видов материального производства (научные достижения и открытия).
  2. Искусство. Особая форма духовной деятельности, отражающая окружающий мир в художественных образах. Служит преимущественно для употребления эстетических потребностей человека.
  3. Религия. Производство идей, способствующих нравственному развитию общества вообще и человека в частности.

Основной особенностью духовного производства является то, что оно существует не только для удовлетворения нужд общества в духовных благах, но и способствует самореализации создателя этих благ. При этом раскрытие значения духовного продукта может произойти намного позже его создания (вспомните всех непризнанных при жизни писателей, к примеру).

 

Духовное потребление.

 

Духовное потребление – это удовлетворение духовных потребностей человека. Этот вид потребления также требует определенных усилий при его использовании.

Основные виды духовных потребностей:

  1. Познавательная – потребность в познании, самый простой пример: любопытство и любознательность.
  2. Эстетическая – потребность в познании гармонии и красоты мира и людей. В основном удовлетворяется предметами искусства.
  3. Потребность в общении – социальная потребность в прямом смысле слова, потребность в моральной и психологической поддержке, дружбе, совместном творчестве.

Основные особенности духовных потребностей:

  • в отличие от материальных ценностей, духовные ценности неистощимы, независимо от того, сколько людей их потребляет;
  • духовное потребление тесно связано с духовным производством, так как оно носит творческий характер (в процессе потребления идет и производство – осмысливая книгу или картину, вы ведете творческую работу);
  • неистощимость духовных ценностей приводит у тому, что в духовном потреблении главным становится его качество, а не количество;
  • духовные ценности являются достоянием всего человечества.