Понятие потребителя.

 

Потребитель – это, по сути, любой гражданин, который заказывает, приобретает или использует любые виды товаров и услуг исключительно для личных (семейных, домашних и прочих) нужд. Джон Кеннеди как-то сказал: «Потребители – это все мы». Таким образом, потребитель – это не какая-то конкретная категория граждан, это все люди, рассматриваемые с точки зрения одной из социальных ролей – роли потребителя (например, покупатель в магазине).

Вся экономическая теория основана на том принципе, что любая экономическая деятельность (промышленность, индустрия развлечений и услуг) работает на конечного потребителя. То есть рядовой потребитель конечное звено в цепочке деньги-товар-деньги.

 

Виды потребителей.

 

Всех потребителей согласно их роли можно разделить на следующие виды:

  1. Конечные пользователи – непосредственные пользователи продукции.
  2. Агенты влияния – потребители, считающие, что приобретение какого-то конкретного товара принесет им выгоду, таким образом имеют более корытную мотивацию, чем конечные пользователи.
  3. Рекомендатели – воздействующие на первые два вида, при их принятии решений.
  4. Держатели бюджета – контролирующие само приобретение продукции.
  5. Тот, кто принимает решение – обычно держатель бюджета или тот, кто стоит выше.
  6. Саботажник – скептик, который противится приобретению нового товара, но скорее всего – рано или поздно приобретет его.

Например, ребенок, покупающий мороженое – конечный пользователь, а родители – держатель бюджета. Одноклассник ребенка, который уже съел половину своего мороженого – это рекомендатель, а его брат, который из целей привлечения внимания к себе или из природной вредности отказался от мороженого – саботажник. Позже саботажник все-таки захочет мороженое и заставит всех вернуться в магазин, когда увидит, что все наелись, и всем понравилось, а он один остался в стороне. Ну, чтобы завершить примеры: тот, кто принимает решение – бабушка, предложившая купить детям по мороженому; агент влияния – продавец мороженого, совершивший оптовую закупку с целью заработать, правда неизвестно, получится ли ему продать всю партию.

Основной вид деятельности человека как потребителя приобретение и потребление товара, а также зарабатывание средств на приобретение.

 

Доходы и расходы потребителей.

 

Доходы потребителя – это материальные блага, которые человек получает различными способами.

Основные виды доходов следующие:

  1. Заработная плата (составляет около 70% всех доходов всех потребителей).
  2. Доходы от собственности (дивиденды, рента или проценты – около 10% всех доходов).
  3. Доходы от предпринимательской деятельности (обычно торговля, оказание услуг или производство чего-либо – также около 10%).
  4. Социальное обеспечение (помощь государства в виде пенсий, пособий, субсидий и т.д. – все те же 10%).

Как видим, больше двух третей всех видов доходов – это зарплата.

Валовый личный доход – это сумма всех видов доходов, а реальный доход – это то, что останется после уплаты налогов и издержек.

Основные виды расходов:

  1. Продукты питания.
  2. Оплата и содержание жилья.
  3. Товары длительного пользования (мебель, одежда, автомобиль и т.д.).
  4. Расходы на транспорт (здесь и бензин, и проездной на метро).
  5. Оплата услуг (обучение, медицина, культура).

Расходы потребителя определяются его доходами: чем выше доходы, тем выше и расходы.

 

Права потребителя охраняются государством, и прописаны в гражданских кодексах, законах и других нормативно-правовых актах.