Борис Годунов, Царь и Великий князь всея Руси, родился в 1552 году, точная дата его рождения не известна.

Дядя Бориса, Дмитрий Годунов, привел его ко двору Ивана Грозного, где он был придворным кравчим (лакеем, который управлял слугами, подносившими к столу вина и другие напитки).  Иван Грозный доверял Борису, и в 1580 году наградил его званием боярина.

Так получилось, что во время смерти Иоанна IV, Борис Годунов стал его душеприказчиком, а за одно – главным советником его сына – Федора Иоанновича. По сути, за все время правления сына Ивана Грозного, реальным правителем был Борис Годунов, а также царица Ирина.

При царе Федоре, Борис был еще наместником Астраханского и Казанского княжеств.

11 февраля 1585 года, через месяц после смерти Федора Иоанновича, Земский собор назначил Бориса Годунова царем всея Руси. Задержка в целый месяц была вызвана тем, что собор пытался уговорить венчаться на царство вдову Федора – царицу Ирину, но та отказалась и порекомендовала Бориса Годунова. После нескольких тщетных попыток найти других представителей династии Рюриковичей (а они еще были), царем все-таки стал Борис.

Шапка Мономаха изменила царя Годунова. Насколько он был талантливым политиком и грамотным дипломатом, будучи царским советником, настолько же скверным правителем Русского государства он стал непосредственно на царском престоле. Основной причиной таких перемен, вероятнее всего, стала подозрительность и недоверчивость ко всему своему окружению. Уже сразу после смерти Федора за глаза Бориса многие современники стали называть отравителем и цареубийцей, хотя (по мнению исследователей) Федор Иванович умер, скорее всего, своей смертью (тем более, что он отличался слабостью и болезненностью).

Некоторые бояре не теряли надежды найти потомков Рюриковичей, чтобы их посадить на трон. Годунов же стал поощрять доносы и шпионство, и по сути, стал параноиком. Теория заговора стала его навязчивой идеей. Это сильно подорвало доверие как простых людей, так и бояр к нему. Что касается простого люда, то здесь еще больше доверие было подорвано отменой возможности перехода крестьян от одного помещика к другому (Юрьев день).

Развитие шпионства и доносов закономерно спровоцировали увеличение числа арестов, обысков, пыток и казней. Кроме того, такая политика не давала возможности и времени нормально заниматься не только внутренней, но и внешней политикой. А в это время, к 1600 году между Польшей и Швецией – возникли крайне напряженные отношения, но Борис Годунов этим не воспользовался, хотя мог вернуть значительную часть Прибалтики без особых усилий.

Жирной точкой неудачного правления стал неурожай 1601-1602годов, и последовавший за ним великий голод 1601-1603 гг.

В народе стали ходить слухи, что «царь-то ненастоящий» (простые люди верили в божественное происхождение своего правителя, а тут факты были налицо: не Рюрикович, голод, неурожай, репрессии и т.д.). На такой благодатной почве было бы удивительно, если бы не появился Лжедмитрий или иной претендент на великий престол Русского царства наподобие него.

16 октября 1604 года Лжедмитрий со своими сторонниками (в основном казаками, а также поляками, которым он в случае успеха обещал отдать часть русских земель) отправился на Москву. Через три месяца самозванец был разгромлен при Добрыничах (нынешняя Брянская область) и бежал в Путивль.

В течение последних трех лет правления здоровье Бориса Годунова сильно ухудшилось.

13 апреля 1605 года Борис Годунов скончался в возрасте 53 лет, судя по всему от болезней, связанных с гипертонией.

В тот же день Земский собор назначил царем Федора Борисовича Годунова, сына Бориса, которому на тот момент было 16 лет. Федора не успели короновать, - он пробыл на престоле менее двух месяцев. 1 июня 1605 года новоиспеченный царь был свергнут во время восстания, организованного Лжедмитрием I.

Главные достижения правления Бориса Годунова относятся к периоду его пребывания советником царя Федора Иоанновича. Это русско-шведская война, в ходе которой Русь вернула себе выход к Балтийскому морю, а также церковная реформа и учреждение патриаршества, благодаря чему Русская православная церковь обрела независимость от Константинополя.