Последние годы правления Ивана Грозного были омрачены не самым удачным завершением Ливонской войны. Однако этот негатив был немного сглажен таким событием, как завоевание Сибири. Казачий атаман Ермак по приказу Ивана Грозного разбил войска хана Кучума, и Сибирское ханство прекратило свое существование. Надо сказать, что именно благодаря действием Ермака уже к середине следующего века граница Руси достигла Тихого океана.
Сложная ситуация сложилась также с наследниками Иоанна IV. Сын Ивана умер незадолго до смерти отца, после ссоры с ним. Грозный на тот момент уже сильно болел остеохондрозом и сам на ногах стоять не мог (не то что бросаться на людей с посохом), поэтому верность трактовки знаменитой картины «Иван Грозный убивает своего сына» вызывает сомнение. Кстати, изначально эта картина называлась «Иван Грозный и сын его Иван», а изображен на ней отнюдь не момент убийства, а горе отца по мертвому наследнику.
Второй сын Федор не отличался умом и сообразительностью (Федор Блаженный). Третий – малолетний эпилептик Дмитрий (который позже умер при невыясненных до сих пор обстоятельствах в 1591 году). Именно он невольно обязан появлению всех трех Лжедмитриев.
18 марта 1584 года умер, завещав престол Федору. Его правление длилось 50 лет, что было очень долго по меркам того времени.
За время правления Грозного, Западная Европа впервые стала всерьез бояться русских. Западные культурные, политические и религиозные деятели активно демонизировали сначала самого царя Русского Государства, а затем и весь русский народ. При этом они «забывали» о своих, не менее гуманных правителях, об инквизиции и сожжении ведьм и еретиков, о Варфоломеевской ночи, когда католики вырезали шесть тысяч гугенотов (кстати сам Иван Васильевич осудил это событие и выразил свою озабоченность по этому поводу).
Каким бы жестоким и властным он не был, но о значимости Ивана Васильевича можно судить хотя бы по одному факту. Это было беспрецедентное событие, произошедшее после его смерти. Исчезновение такой фигуры с политической арены вызвало дикую радость у поляков, шведов, литовцев и т.д. Поляки даже вознамерились взять Москву. В этой ситуации, казалось бы, Астраханское и Казанское ханства должны были воспрять духом, возродить свою государственность и независимость. Вместо этого казанские и астраханские мусульмане под мусульманскими флагами в одном строю с православными отправились гнать поляков до Москвы.
В завершение можно добавить, что все великие правители были в той или иной мере диктаторами.