Понятие мирового рынка.

 

Понятие мирового рынка – главный объект изучения мировой экономики (мирового хозяйства, интерэкономики), одного из трех разделов экономической теории. Мировой рынок – это система товарно-денежных отношений (в самом широком понимании этого термина) между государствами или предпринимателями, компаниями, организациями разных стран. Основная причина появления мирового рынка – глобализация, чему в свое время поспособствовали географические открытия, развитие транспортных технологий, а также политики и дипломатии.

Деятельность этого рынка регулируется международными товарными соглашениями. Существует также множество организаций, контролирующих выполнение этих соглашений.

В организации торговли различают такие виды мировых рынков:

  • товарные биржи;
  • фондовые биржи;
  • валютные биржи;
  • аукционы;
  • торги;
  • международные выставки;
  • ярмарки.

Многие их этих рынков существуют в электронном варианте.

По обороту капитала на первом месте в международной торговле стоит мировой финансовый рынок. Это рынок инвестиций, акций, ценных бумаг, ссуд и кредитов. Раньше этот рынок называли мировым рынком ссудных капиталов, но сейчас он вышел за рамки этого определения.

По оценкам Международного валютного фонда, стоимость финансовых продуктов на этом рынке в настоящее время в три с половиной раза превышает стоимость продукции реальной экономики (товаров и услуг).

 

Международные экономические отношения.

 

Международные экономические отношения – основной вид деятельности на мировом рынке. Существуют следующие формы международных экономических отношений:

  1. Международная торговля.
  2. Международные валютно-кредитные отношения.
  3. Мировая финансовая система.
  4. Движения капиталов и инвестиций.
  5. Перемещение рабочей силы.
  6. Международная кооперация производства.
  7. Международное сотрудничество в области науки и техники.
  8. Деятельность международных экономических организаций.

Субъекты международных отношений (действующие лица мирового рынка):

  • предприятия, организации, предприниматели отдельных стран;
  • внешнеэкономические организации разных стран;
  • международные экономические организации;
  • межнациональные и транснациональные компании и корпорации.