Тормозной диск, наряду с тормозными колодками и суппортом, составляет основную часть устройства тормозной системы автомобиля. В статье будет раскрыто устройство, принцип работы тормозной системы, влияние на качество ее работы состояния тормозного диска и колодок.

При выборе любого транспортного средства, и автомобиля в том числе, каждый сначала изучает его характеристики. Динамичность, комфорт, стоимость, мощность, управляемость – все это влияет на окончательное принятие решения о покупке машины. Но одно из основных требований, предъявляемых к современному автомобилю - его безопасность. Безопасность, в свою очередь, складывается также из множества факторов, и приоритет должен быть отдан тормозной системе. Ведь именно тормозная система позволит в опасной ситуации избежать, например, столкновения, не допустит скатывания оставленного на уклоне машины, даст возможность остановиться перед неожиданно возникшим препятствием.

 

Тормозной диск

 

Для того, чтобы тормоза не подвели в самый нужный момент, когда от их работы будут зависеть человеческие жизни, необходимо своевременно проводить диагностику тормозной системы. Без понимания того, как работает тормозная система, каковы признаки необходимости замены ее механизмов и частей, невозможно своевременно принять меры по недопущению эксплуатации неисправных тормозов, а по сути, неисправного и опасного для жизни автомобиля.

 

Типы и виды тормозных дисков.

Система тормозов автомобиля подразделяется на рабочую, которая отвечает за регулирование скорости движения и остановку машины, запасную, стояночную и вспомогательную. Запасная тормозная система нужна и начинает работать, если рабочая тормозная система перестала работать, в этом случае можно остановиться, заблокировав колеса сильным нажатием на педаль тормоза. Стояночная система говорит сама за себя и обеспечивает неподвижность автомобиля при стоянке с использованием стояночного тормоза, именуемого еще «ручником». Вспомогательная система торможения применяется, например, при движении с длинного уклона, путем торможения двигателем, когда прекращается подача топлива и перекрывается выхлопная система.

Эффект торможения достигается из-за действия на взаимодействующие механизмы тормозной системы силы трения. В дисковом тормозе сила трения воздействует на тормозные диски и тормозные колодки. Тормозной диск устанавливается на ступице и вращается вместе с колесом. Тормозные колодки крепятся на суппорте и прижимаются к диску во время торможения. Неисправность любой части тормозной системы делает быструю остановку транспортного средства невозможной.

При торможении происходит сильный нагрев дисков, колодок и тормозных суппортов. Это происходит из-за воздействия силы трения. Некачественные или изношенные детали от нагрева разрушаются, что приводит к поломке тормозов. Для недопущения перегрева части системы должны отвечать, как минимум, двум важнейшим критериям: обладать достаточной прочностью и хорошо охлаждаться. Это позволит выдерживать постоянные скачки температуры без разрушения.

Вентиляция и охлаждение тормозных дисков осуществляется за счет перфорации, которая бывает как сквозная, так и заглубленная. Сквозная вентиляция охлаждает диски более эффективно, но менее прочна из-за дополнительных отверстий. Современная заглубленная перфорация тоже позволяет охладить систему тормозов, при этом она позволяет сделать тормозной диск более прочным. Повышает эффективность и долговечность тормозного диска его составная конструкция, когда ступица сделана из алюминия, а кольцо из чугуна. За счет этого достигаются лучшие вентиляционные и термические характеристики. К тому же, в отличие от цельного диска, изготовленного из одного куска металла, нет необходимости заменять составной диск целиком, а можно поменять только кольцо.

 

Тормозной диск

 

Долгая и надежная работа тормозной систем зависит и от других факторов. И не в последнюю очередь от стиля вождения автомобиля. Если управлять машиной агрессивно, постоянно разгоняя ее и тормозя с большим усилием, надеяться, что тормоза прослужат без ремонта большой промежуток времени, не приходится. Учитывая качество наших дорог, износ тормозной системы и так происходит непростительно быстро. Следует учитывать, что замена изношенных тормозных дисков без одновременной замены старых тормозных колодок даст только негативный результат. И достаточно скоро нужно будет снова менять испорченные тормозные диски. То есть пара «диски – колодки» должна быть одинаковой «свежести».

Как же узнать, что пришла пора заменить тормозные диски и колодки? Конечно лучший вариант – это регулярная проверка автомобиля на станции технического обслуживания. Если же такой возможности нет, нужно внимательно прислушиваться к посторонним шумам, стукам в области колес. Может возникнуть вибрация при нажатии на педаль тормоза. Необходимо проконтролировать уровень тормозной жидкости, если Вам показалось, что тормоза стали менее эффективными. В руководстве по эксплуатации автомобиля всегда указываются допустимые значения толщины тормозных дисков, которую можно самостоятельно замерить при помощи штангенциркуля. На тормозные колодки наносятся специальные цветные метки, которые указывают, когда будет достигнута минимальная толщина колодки и ее нужно срочно заменить. В дорогих автомобилях устанавливаются датчики износа тормозных колодок.

Следует всегда помнить, что поддерживаемая в надлежащем рабочем состоянии тормозная система обеспечит долгую и безопасную эксплуатацию Вашего автомобиля. А в экстренных случаях спасет Вашу жизнь и жизнь других участников дорожного движения.