Спрос и предложение впервые сформулировал арабский историк и философ Ибн Хальдун еще в XIV веке. Он высказал идею, что цена на товары и услуги определяется спросом и предложением. То есть, если товар редкий и пользуется спросом, то и цена на него будет высокой. Соответственно купец будет покупать товар там, где он не является дефицитом и дешевле, а продавать там, где на него спрос, и он дороже.
Окончательно закон спроса и предложения сформулировал Альфред Маршалл в конце XIX века.
Спрос – это запрос потребителя (потенциального покупателя) на приобретение какого-либо товара или услуги.
Предложение – это желание и возможность производителя (продавца) реализовывать свои товары или услуги на рынке по определенным ценам.
Закон спроса заключается в следующем: объем спроса уменьшается пропорционально увеличению цены товара или услуги.
Основные факторы, определяющие спрос:
- уровень дохода покупателя;
- размер рынка;
- мода;
- сезонность (плавки зимой покупают реже, чем летом);
- наличие товаров-заменителей;
- инфляционные ожидания (иногда плавки все же лучше купить зимой, когда они дешевле).
Закон предложения: объем предлагаемого товара тем выше, чем выше цена на товар. Объясняется он просто: возможностью больше заработать.
Основные факторы, влияющие на рост предложения:
- Наличие товаров – субститутов (альтернативный товар).
- Наличие товаров – комплементов (дополнительные товары – чехол к мобильному телефону, тумбочка для телевизора).
- Уровень технологий.
- Доступность и количество ресурсов.
- Дотации, налоги.
- Природные условия.
- Инфляционные и социально-политические ожидания (елки нужно продать до 31 декабря, иначе потом их стоимость существенно снизится, где-то до нуля).
- Размеры рынка.