Палладий (Pd) – это 46-й, согласно атомному номеру периодической таблицы Дмитрия Менделеева, элемент, который представляет собой благородный металл светло-серебристого цвета, похожий на серебро. Палладий относится к платиновой группе металлов, так называемым,- платиноидам.

С открытием этого металла связана довольно занимательная история. В 1803 году один из крупных британских торговцев минералами получил небольшой слиток палладия в анонимном письме с предложением продать его. Вокруг нового (как говорилось в письме) металла - родственника платины разгорелись ожесточенные дискуссии. Консервативные британские ученые назвали новое вещество «псевдометаллом», вероятнее всего – сплавом ртути и платины. Однако другие ученые не нашли ни следа ртути, ни следа платины. Чуть позже, когда споры поутихли, в одном из научных журналов было опубликовано объявление с обещанием немалой награды тому, кто сможет повторить этот сплав. Дискуссии разгорелись с новой силой, но любые попытки воссоздания материала оборачивались закономерной неудачей.

Наконец, в 1804 году на научной арене появился британский ученый Уильям Уолластон с еще одним слитком палладия. За год до этого ему удалось выделить палладий из платиновой руды с помощью смеси азотной и соляной кислот («царской водки», которая растворяет золото и платину).

Новый металл, кроме красивого внешнего вида, не тускнел и не окислялся, что обеспечивали 18 электронов на его внешней орбите. При этом он был гибким, ковким и мягким. Добавление незначительной части других платиноидов, золота или серебра придавало ему прочность.

Название металл получил в честь недавно открытого (1802 год) астероида Паллада, названного, в свою очередь, в честь древнегреческой богини Афины-Паллады. Одновременно, кстати, с открытием палладия, из той же платиновой руды Уолластон открыл и другой платиноид – родий.

 

Применение палладия.

 

Применение палладий получил в самых разнообразных сферах производства:

  • в стоматологии при производстве зубных коронок и протезов;
  • в химической промышленности (производство химической посуды);
  • в медицине – в производстве (благодаря бактерицидным свойствам) медицинской посуды, инструментов и даже кардиостимуляторов;
  • в фармацевтике (незначительное количество палладия входит в состав некоторых лекарственных средств);
  • в электронике и электротехнике при производстве печатных плат и электронных микросхем;
  • в ювелирной промышленности (довольно популярны сплавы палладия с платиной или с золотом; последнее при соединении превращается в «белое золото», более прочное и практичное);
  • в стекольной промышленности (варка стекла);
  • в автомобильной промышленности (благодаря тому, что палладий является сильным катализатором, его применяют в технологии очищения выхлопных газов автомобилей);
  • в самолетостроении и в ракетостроении (опять же, благодаря каталитическим свойствам, палладий используют для очищения водорода).

 

Добыча и рынок палладия.

 

Ключевыми районами добычи палладия в мире являются:

  • Россия (около Норильска);
  • Южная Африка;
  • Аляска (США);
  • Канада;
  • Австралия.

Около половины мирового экспорта палладия приходится на Российскую Федерацию. На втором месте идет ЮАР, затем Канада и Соединенные Штаты.

Основными потребителями палладия являются предприятия электронной, химической и автомобильной промышленности. По объему импорта палладия уверенное первое место в мире занимает Китай.

Палладий, обладая схожими физическими и химическими свойствами с платиной, где-то в два раза дешевле, поэтому он продолжает пользоваться спросом на рынке металлов, в том числе на Лондонской бирже металлов (LME).

Пик мировых поставок палладия приходится на 1990-е и 2000-е годы, что объясняется возросшим вниманием некоторых государств к экологической безопасности автомобильных двигателей.

 

Динамика цены на палладий.

 

Цена на палладий возросла в 70-х годах прошлого века, когда он стал использоваться в автомобильной промышленности в качестве нейтрализатора выхлопных газов вместо платины, поскольку последняя была почти вдвое дороже. Однако уровень добычи палладия был тогда недостаточно высок для мирового автомобилестроения. Поэтому пик продаж палладия приходится уже на 90-е годы, когда были разработаны новые месторождения этого металла.

В начале 90-х годов цена на палладий на Лондонской бирже колебалась в районе 150-200 долларов за тройскую унцию (около 31 грамма). При этом не следует забывать, что, учитывая инфляцию, 150 долларов 1990 года – это приравнивалось приблизительно 600 долларам 2010 года.

Динамика цен на палладий в начале 2000-х годов активизировалась, и в 2001 году цена палладия достигла исторического рекорда, когда этот благородный металл стал стоить около 900-1000 долларов. Новый рост цен на палладий произошел уже в 2011 году, когда он приравнялся 825 долларам за тройскую унцию. В последующие годы стоимость палладия стабилизировалась на уровне 700-800 долларов за унцию.

Однако в последние два года на бирже наблюдается постепенное снижение фьючерсов на палладий. Учитывая снижение добычи металла и потенциальный его дефицит, это выглядит несколько парадоксально, так как снижение добычи обычно вызывает рост цены. Эксперты эту ситуацию связывают со снижением экономики Китая (основного импортера), а также с появлением автомобильной промышленности более дешевых нейтрализаторов выхлопных газов.

В 2015 году средняя мировая цена на палладий снизилась до 550-600 долларов за унцию, и снижение продолжилось.

Тем не менее, специалисты по бирже драгоценных металлов считают, что инвестиции в палладий далеко не так безнадежны, как кажется. Прогнозы цен на палладий в 2016 году гораздо более оптимистичны. Во-первых, потребности в электронике, медицине, химической и других отраслях промышленности в палладии никто не отменял. Во-вторых, у России в планах существует разработка новых, не затронутых пока, месторождений палладия.

В любом случае, инвестирование в палладий, как и в любой другой драгоценный металл, не принесут быстрой прибыли. Они больше подходят для долгосрочного инвестирования, то есть сохранения денежных средств.

Что касается роли палладия в автомобильной промышленности, то новые каталитические конвертеры выхлопных газов на основе органического карбамида (мочевины) больше используются с дизельными, а не бензиновыми, двигателями. Поэтому катализаторы на основе палладия все еще имеют достаточно высокую перспективу применения (особенно, если учесть, что многие производители по-прежнему используют дорогие платиново-иридиевые сплавы).