Владимир Святославович (князь Владимир, Владимир Святой, Владимир Креститель, Владимир Великий, Владимир Красное Солнышко, Владимир Ясно Солнышко) – Великий князь Киевский и князь Новгородский родился около 960 года, стал князем Новгородским в 970 году и великим князем Киевским в 978 году. Князь Владимир, по разным источникам, либо второй, либо третий сын Святослава Игоревича и ключницы Малуши, по средневековым понятиям был бастардом, но в язычестве это особой роли не играло. Канонизирован христианской церковью за Крещение Руси.

Точная дата его рождения неизвестна. Исторически исходят из даты рождения Святослава (942 год) и даты рождения старшего сына Владимира Вышеслава (977 год) и выводят среднюю дату – около 960 года плюс-минус два-три года.

Воспитанием Владимира занимался брат матери дружинник Добрыня из села Нискиничи (позже превратившийся в народных былинах как Добрыня Никитич). В скандинавских сагах Владимир фигурирует как конунг Вальдемар («Владимир» - возможно славянская адаптация этого имени).

В молодости в Эстонии, собирая дань, Владимир встретил сбежавшего сына норвежского короля – Олафа, попавшего в рабство со своей матерью. Князь их выкупил, и юный Олаф вырос в Новгороде, а позже все-таки стал королем Норвегии.

В 972 году после смерти Святослава Киевом стал править Ярополк. Здесь надо отметить, что в молодости Владимир Великий (Ясно Солнышко, Святой и Креститель) был человеком вспыльчивым, эмоциональным, а также похотливым и убежденным язычником, как и его отец. Остепенился он только к концу 80х годов Х века.

В 977 году между братьями (Владимиром, Ярополком и Олегом) разгорелась междоусобица. Во время боя с Ярополком Олег был случайно раздавлен лошадью и погиб. Владимир же сбежал в Норвегию. В Скандинавии он вместе с Добрыней набрал войско, вернулся в Новгород и выгнал ставленника Ярополка. Потом захватил Полоцк и насильно взял в жены Рогнеду, просватанную за Ярополка. Затем Владимир с норвежскими наемниками и сочувствующими славянами окружил Киев, заставив Ярополка бежать, но князь его настиг, и варяги его убили. Жену Ярополка Владимир взял в наложницы.

После князь киевский уклонился от выплаты дани скандинавским наемникам и хитростью отправил варягов на службу в Константинополь.

Существуют косвенные сведения, что Ярополк симпатизировал христианству и построил в Киеве православные церкви. Владимир же церкви разрушил и воздвиг языческий храм. Считается, что именно тогда, во время гонений христиан в Киеве, погибли одни из первых мучеников – Федор и Иоанн.

«Повесть временных лет» утверждает, что в Киеве, Новгороде, Вышгороде и Белгороде у Владимира было по 100-200 наложниц в каждом городе. После принятия христианства князь, по мнению православных источников, освободил всех своих жен от супружеских обязанностей, а Рогнеда ушла в монахини.

 

Крещение Руси.

 

Со временем князь Владимир пришел к выводу, что у Древнерусского государства гораздо больше перспектив развития, если оно будет иметь официальную религию, любую кроме язычества. Летописи гласят о выборе между исламом, иудаизмом, западным христианством и православием. Некий византийский философ убедил его принять православие. Перед окончательным решением князь все же пригласил к себе представителей ислама, иудаизма и католицизма. В 987 году на совете с боярами Владимир все же принял решение о крещении «по греческому закону».

В следующем году он захватил Херсонес (Корсунь в Крыму) и взял себе в жены принцессу Анну, угрожая пойти на Константинополь. Константин VIII согласился на брак, с условием того, что Владимир примет христианство. Император не знал, что князь Киевский уже принял решение о крещении. Таким образом, Владимир хитростью получил и Корсунь, и Анну.

Вернувшись в Киев, князь разрушил теперь уже языческих идолов и храмы. В крещении Владимир взял христианское имя Василий. В Киеве крещение прошло спокойно, а вот в Новгороде народ воспротивился, и Добрыня силой подавил недовольных.

Русь стала Киевской метрополией Константинопольского патриархата с учреждением соответствующей церковной иерархии.