Понятие социальной общности.

 

Понятие социальной общности означает реальное сообщество людей (в отличие от социальной группы, которая может быть условной или виртуальной), которые проявляют себя как коллективный субъект в общественной деятельности, то есть имеют взаимосвязь по социальным целям и мотивам.

Карл Маркс выделял два типа социальной общности:

  1. Гемейншафт – слитность наподобие улья или муравейника, тесная взаимосвязь, трудность в отсоединении от коллектива. Наиболее характерно для племен первобытно-общинного строя и рабовладельческого строя.
  2. Гезельшафт – общность, индивиды которой социально объединены, но внутренне – каждый сам по себе. То есть человек выполняет общественную функцию (работа на заводе, например), но преследует свои личные цели (зарплата). Это актуальный тип социальной общности.

 

Признаки социальной общности.

 

  1. Сходство и близость условий жизнедеятельности индивидов (основное условие возникновения социальной общности).
  2. Общие потребности (осознание общих потребностей может происходить субъективно или бессознательно, например, в гемейншафте).
  3. Наличие совместной деятельности.
  4. Формирование собственных норм взаимоотношений (социальных норм).
  5. Формирование внутренней организации (систем управления и самоконтроля).
  6. Социальная самоидентификация (причисление себя к конкретной общности).

 

Виды социальных общностей.

 

Все многообразие общностей можно разделить на два вида:

  • групповые общности (коллективы, организации, которые даже могут состоять всего из двух человек);
  • массовые общности.

Массовые социальные общности бывают такие:

  1. Этнические общности (племена, народы).
  2. Социально-территориальные общности (близкие по проживанию в одном районе/регионе).
  3. Социальные классы и слои (сословия, прослойки).
  4. Масса (стихийное образование с неформальной целью).
  5. Толпа (масса, выработавшая цель, получившая представителя – лидера) бывает четырех видов:
    • случайная (пассажиры в автобусе);
    • конвенциональная (с заранее поставленной целью – зрители в кинотеатре);
    • экспрессивная (выражение чувств и эмоций – фестивали, гуляния);
    • активная (может быть любой из предыдущих видов, если он перейдет от наблюдения/созерцания к активным действиям.