Итак, сначала мы разберем, что же такое база транспортного налога, а это именно та основа, которая используется для начисления налога. Многие путают объект налогообложения и налоговую базу, но это совершенно разные по сути и смыслу вещи, ведь база - это то, что входит в расчет налога, а объект - это то, что налогом облагается. Так, в транспортном налоге объектом налогообложения является средство передвижения, а вот налоговая база - это мощность средства, от которой и зависит величина налога. Если же существует проблема с определением мощности транспортного средства, то базой будут объемно-весовые характеристики транспорта. Считается что такая база транспортного налога как мощность является не самой справедливой, ведь человек, пользующийся авто несколько раз в год для поездки за город, и человек который проводит за рулем 20 часов в сутки, оплачивают одинаковый налог. В планах Госдумы включить транспортный налог в стоимость акциза на бензин, тогда владелец транспорта будет оплачивать в зависимости от времяпровождения за рулем.
Для предприятий и организаций транспортный налог намного серьезнее, чем для гражданского населения, а именно юридически ответственный момент в правильности определения базы транспортного налога, его вычисления и своевременное декларирование.
Расчет базы транспортного налога.
Далее мы рассмотрим, как же производят расчет базы по налогу. Так как данная база заявлена производителями и указана в технических документах, то автопользователю следует просто найти нужный показатель в документах и перенести в декларацию.
База транспортного налога согласно технической документации или законодательных актов:
1) для автомобиля, автобуса, мотоцикла, грузовика, снегоходов или другого транспортного средства оснащенного двигателем - это мощность мотора указанная в техническом паспорте (выражается в л.с.);
2) для самолета, вертолета или другого транспортного средства оснащенного воздушно-реактивным двигателем - это изометрическая тяга в режиме взлета, или сумма нескольких тяг, указанных в технических документах (выражается в кгс);
3) для водных транспортных средств, не оснащенных двигателем и перемещающихся на буксире - это валовая вместимость (выражается в рег. тоннах);
4) для других, не классифицируемых воздушных транспортных средств и водных транспортных средств - средства передвижения целиком.
Существует коэффициент для перевода мощности транспортного средства из кВт в л.с, если такова указана в техдокументах. Не оплачивают налог владельцы весельных лодок, моторных лодок с двигателем мощностью не более 5 л.с., автомобили, оборудованные под управление инвалидами и автомобили с мощностью двигателя не более 100 л.с., приобретенные через органы соцзащиты населения.
Предприятие отражает базу транспортного налога, по каждому транспортному средству, зарегистрированному на предприятии отдельно в разделе 2 налоговой декларации, складываются только конечные суммы.
Теоретически, транспортный налог считается одним из наиболее простых налогов, но, несмотря на кажущуюся простоту знать одну лишь транспортную базу маловато. Для этого нужны установленные законами налоговые ставки. Допускается дифференциация ставок по отношению к каждой категории транспортных средств, с учетом количества лет, прошедших с момента выпуска средства или их экологического класса. Ставки также могут отличаться в зависимости от количества транспортных средств у автовладельца. А в 2015 году рассчитывая транспортный налог на средства класса "люкс" использовался повышающий коэффициент к налоговой базе. Данные классы (категории) устанавливаются Минпромторгом.
Зная базу и соответствующую ставку можно рассчитать транспортный налог, для этого достаточно их перемножить. В случае если средство продали и сняли с учета в течении налогового года, полученную сумму налога необходимо умножить на поправочный коэффициент.
Поправочный коэффициент = количество месяцев, на протяжении которых транспорт находился на учете / 12 месяцев.
Коэффициент будет аналогичный, если автомобиль не продали, а купили и поставили на учет. Полученный коэффициент тоже необходимо перемножить с суммой налога.
Во многих регионах установлены налоговые льготы для предпринимателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, для бюджетных организаций, для учреждений здравоохранения, общественным организациям инвалидов, интернатам, организациям автотранспорта, осуществляющим перевозки пассажиров, организациям, производящим ремонт автомобильных дорог общего пользования, для инвалидов, многодетных семей, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, для Героев Советского Союза, Героев Труда, лиц, награжденных государственными наградами, для пенсионеров, и т. д.
Налоговую льготу также перемножают с полученной суммой налога.
Если транспортные средства не эксплуатируются или эксплуатируются несколько месяцев в году, то налог уплачивается за весь налоговый период. Только снятие с учета позволит не платить налог по таким ТС.
Во второй раздел бланка налоговой декларации вносятся все полученные вычисления, с учетом повышающего коэффициента или налоговой льготы (в случае их необходимости). После этого расчеты по каждому виду транспортных средств суммируют и заносят в первый раздел. Сумма фактически оплаченных авансовых отчислений также указывается в первом разделе.
За умышленное занижение базы транспортного налога или подделку технической документации юридическое лицо несет уголовную ответственность. Поэтому необходимо тщательно заполнять декларацию и сверять все значения с данными технических паспортов.