Бесступенчатой, называют трансмиссию, отличающуюся от традиционной автоматической КПП тем, что может обеспечить более плавное движение машины, меньшие затраты горючего, при этом увеличивая, в значительной степени, полезную мощность.

 

Каким образом функционирует вариатор или CVT.

Набор передач, использующийся в стандартной коробке передач автомат, обеспечивает заданное количество скоростей. Учитывая различные обстоятельства во время езды, КПП выполняет переключение скоростей, тем самым обеспечивая подходящую передачу: чтобы начать движение – нижние, чтобы ускориться – средние, а для езды в экономном режиме – высшие.

 

Трансмиссия коробка передач

 

В бесступенчатой трансмиссии, набор шестеренок заменяют два шкива с переменным диаметром, которые выполнены в форме двух конусов и обращены друг к другу острыми концами, а между ними движется приводной ремень из металла. Один из шкивов (ведущий вал), соединяется, непосредственно, с двигателем, а другой – с ведущими колесами (ведомый вал). При схождении подвижных частей каждого из них, ремень передвигается выше по шкиву и увеличивает его посадочный диаметр.

По принципу велосипеда с десятью скоростями, где по шестерням с большим или меньшим диаметром направляется цепь, чтобы менять скорость, происходит смена функционального диаметра у шкивов, который, соответственно, оказывает влияние на передаточное число (количество вращений ведущего вала, приходящихся на каждый оборот двигателя). Когда рабочий диаметр ведомого шкива уменьшается, а ведущего – увеличивается, передаточное число уменьшается (при большом количестве оборотов двигателя – снижается частота вращения колес), а это, в свою очередь, обеспечивает при низкой скорости высокие обороты. Когда скорость автомобиля увеличивается, число оборотов двигателя снижается за счет изменения диаметра шкивов. В стандартной КПП происходит то же самое, однако бесступенчатая трансмиссия, меняет передаточное число плавно, вне зависимости от определенных интервалов, ступеней – таким образом и появилось её название.

 

Особенности управления автомобилем с бесступенчатой трансмиссией.

Бесступенчатая трансмиссия включает в себя такие же составные части управления, как и автоматическая, а именно – система переключения скоростей, а также две педали (тормоза и газа). Во время езды, бесступенчатая трансмиссия контролирует количество оборотов, увеличивая их во время разгона и уменьшая, для обеспечения средней скорости и снижения затрат горючего, тем самым регулируя скорость вращения двигателя исходя из обстановки на дороге. При этом, вы не слышите и не чувствуете смену передач.

Часто, по причине необычного поведения автомобиля, водители оказываются в замешательстве во время знакомства с бесступенчатой трансмиссией. После резкого надавливания на педаль газа, мотор разгоняется на холостом ходу, а это обычно случается, когда коробка передач автомат неисправна, либо во время пробуксовки сцепления. Для бесступенчатой же трансмиссии, это в порядке вещей, так как для обеспечения оптимальной скорости разгона, она регулирует число вращений двигателя. Однако, бесступенчатую трансмиссию можно, иногда, перепрограммировать на более привычный режим для водителя, как в стандартной, автоматической трансмиссии, когда передаточное число изменяется постепенно.

 

Плюсы бесступенчатой трансмиссии.

На всех своих передачах, постоянная мощность двигателя не развивается. На каждой из его особых скоростей, достигает своего наибольшего пункта одна из характеристик двигателя – крутящий момент (тяговое усилие), экономия топлива, либо мощность (в лошадиных силах). Для достижения наибольшей экономии горючего и максимума мощности, бесступенчатая трансмиссия, исходя из обстоятельств, варьирует количество оборотов, в условиях отсутствия передач, привязывающих какую-то конкретную скорость к определенной частоте вращения двигателя. Таким образом, бесступенчатая КПП обеспечивает разгон гораздо быстрее, при этом минимально расходуя топливо, в отличие от автоматической или механической трансмиссии.

 

Трансмиссия коробка передач

 

Минусы вариатора.

По причине того, что бесступенчатая коробка передач может увеличить количество оборотов на любой скорости, могут показаться тревожными для уха звуки из-под капота, когда водитель привык к механической или стандартной, автоматической коробке передач. Поэтому, именно скепсис автолюбителей, относительно бесступенчатой трансмиссии – является первоначальной её проблемой. Постепенная смена скорости работы мотора, напоминает по звуку «скольжение» в трансмиссии или пробуксовку сцепления, что в обычной коробке передач является сигналом о неполадке, однако для бесступенчатой – это в пределах нормы. В автомобилях, где установлена бесступенчатая трансмиссия, если педаль газа утопить в пол, вы ощутите плавное, но быстрое возрастание мощности до максимальной, когда в машине с автоматической трансмиссией, будет чувство резкого всплеска мощности и рывка. Хотя бесступенчатая трансмиссия и сможет дать фору любой автоматической, однако у многих водителей её поведение вызывает чувство чересчур медленного набора скорости.

Для того, чтобы водитель мог «чувствовать» бесступенчатую трансмиссию как обычную КПП, производители прилагают немало усилий. Часто, бесступенчатая трансмиссия программируется таким образом, чтобы при резком нажатии на педаль ускорителя, создавалось чувство снижения передачи (кик-даун), что происходит при езде на стандартной коробке автомат. Плюс ко всему, в некоторые бесступенчатые КПП вмонтирован режим ручного управления, для имитации простой ступенчатой трансмиссии, где с помощью ручных переключателей, происходит переключение скоростей.

Надежность самых первых бесступенчатых трансмиссий, порой вызывала некоторые сомнения, потому что в них имелись мощностные ограничения. Сейчас, их надежность с каждым годом растёт, благодаря постоянно совершенствующимся инновациям в технике. Во всем мире, такие передовые компании как Nissan, всё чаще оснащают свои автомобили бесступенчатыми КПП, и, специалисты утверждают, что их длительную работоспособность можно смело сопоставлять со стандартными коробками передач.

 

Разветвление потоков мощности в трансмиссии.

Иногда, автомобили оборудованы такими КПП, где поток мощности разветвлен. В данном виде трансмиссий, вместо ременной передачи, задействована планетарная, получающая крутящий момент как от мотора, работающего на бензине, так и от электродвигателя, однако во время езды она ведёт себя как бесступенчатая трансмиссия. Смена скорости электромотора, в свою очередь, меняется скорость и бензинового двигателя, тем самым позволяя ему работать с неизменной скоростью в то время, года машина разгоняется, либо останавливается.