Употребление определительных придаточных предложений также может вызвать целый ряд ошибок, среди которых можно выделить следующие:
- Отрыв определительного придаточного предложения от определяемого слова:
Солнце выглянуло из-за туч, которое залило светом каждый уголок леса.
Правильный вариант: Из-за туч выглянуло солнце, которое залило светом каждый уголок леса.
- Союзное слово согласуется не с определяемым существительным, а другим в предложении:
Лось – большое животное, который обитает в лесу.
Правильный вариант: Лось - это большое животное, которое обитает в лесу.
- Некорректное опущение определяемого слова в главном предложении:
Мама пригласила в гости, кто помог ей донести сумки.
Правильный вариант: Мама пригласила в гости того, кто помог ей донести сумки.
- Союзное слово «который» стоит в середине или конце придаточного предложения, в то время, как должно стоять в начале:
Дятел – это птица, в лесу которая обитает на деревьях и питается насекомыми.
Правильный вариант предложения: Дятел - это птица, которая обитает на деревьях в лесу и питается насекомыми.
Стоит помнить, что союзные слова «который», «чей», «какой» неотрывно связаны с ближайшим к ним существительным. Этот факт стоит всегда помнить, особенно в тех случаях, когда придаточное предложение находится после словосочетания из нескольких существительных одинакового рода или существительных во множественном числе:
У людей открылись глаза, которые были ослеплены завистью и злобой.
В этом случае в главном предложении имеется два существительных в форме множественного числа – «люди» и «глаза», к каждому из которых может относиться союзное слово «которые». Но из смысла предложения становится понятно, что ослеплены могут быть только люди, а никак не глаза, к которым из-за неправильного построения предложения, можно отнести придаточное предложение. Итак, правильным вариантом данного предложения будет следующее:
У людей, которые были ослеплены завистью и злобой, открылись глаза.
В целом, главное правило при построении сложноподчиненных предложений – это соблюдение логических и смысловых связей. Нарушение этого принципа может привести не только к смысловым, но и к грамматическим ошибкам.