Для контроля за работой двигателя устанавливаются следующие датчики двигателя:
1. Датчик температуры двигателя. Датчиком температуры мотора является датчик температуры охлаждающей жидкости. Он представляет собой термистор (полупроводниковый резистор, в котором в зависимости от температуры изменяется его сопротивление). Этот датчик двигателя устанавливается в проточный патрубок системы охлаждения мотора и постоянно находится в потоке охлаждающей жидкости. При низкой температуре жидкости датчик имеет высокое сопротивление, которое составляет около 100 кОм при температуре - 44 °С). При высоких температурах датчик имеет низкое сопротивление: примерно 11—34 Ом при 140 °С). Когда охлаждающая жидкость имеет низкую температуру ЭБУ мотора через сопротивление определенной величины начинает подавать стабилизированное напряжение в размере 5 В к датчику и с помощью делителя измеряет уровень падения напряжения на приборе. На холодном двигателе его показатель будет высоким, если же мотор достаточно прогрет — низким. В зависимости от уровня снижения напряжения на приборе, блок управления определяет температурный показатель охлаждающей жидкости. Данный показатель оказывает влияние на нормальную работу большого количества систем, управляемых автоматикой.
Система питания инжекторного двигателя.
- 1- электронный блок управления двигателем (ЭБУ);
- 2- топливный насос;
- 3- датчик массового расхода воздуха;
- 4- датчик положения коленчатого вала (датчик Холла);
- 5- датчик температуры охлаждающей жидкости;
- 6 - форсунки (электрические, пьезоэлектрические);
- 7 - датчик детонации;
- 8 - дроссельный узел;
- 9 - датчик давления в топливной рампе;
- 10 - клапан регулирования давления в топливной рампе;
- 11 - кислородный датчик (лямбда-зонд);
- 12 - адсорбер;
- 13 - топливная рампа (топливный аккумулятор);
- 14 - топливный бак.
В случае обрыва (либо плохого соединения) охлаждающей жидкости в цепи датчика двигателя данные передаются в блок управления как низкая температура мотора. При этом ВТ-смесь сильно обогащается и двигатель начинает работать неэкономично, при этом загрязняя окружающую среду. Одновременно с этим в память ЭБУ-Д (по другому - регистратор неисправностей) записывается код. Данная ошибка расшифровывается как: «Работа мотора на более богатой ВТ-смеси».
Работа датчика температуры двигателя.
При возникновении неисправностей датчика температуры жидкости или замыкание в цепи, данная информация в ЭБУ мотора определяется как перегрев. В этом случае система впрыска горючего формирует обедненную ВТ-смесь, которая сделает работу двигателя неустойчивой. В память ЭБУ-Д записывается следующий код неисправности: «Работа мотора на бедной ВТ-смеси».
Диагностика датчиков температуры жидкости при помощи сканера Bosch KTS.
Фирма производитель BOSCH (Германия) является мировым лидером на рынке датчиков диагностики двигателей автомобилей. Благодаря использованию передовых технологий, большому опыту работы и тесному сотрудничеству с различными автомобильными концернами фирма BOSCH смогла зарекомендовать себя как изготовитель надежного и качественного оборудования. Одним из примеров выполненной работы можно назвать системную диагностику ESI [tronic] и KTS.
Данные устройства включают в себя наборы, которые необходимы для работы кабелей и аппаратной части мультиплекора. Система ESI постоянно развивается, благодаря чему список диагностируемых блоков управления машиной регулярно обновлять. Это позволяет работать практически с любой машиной. На сегодняшний день система диагностики охватывает: около 65 марок автомобилей, 1350 типов автомобилей, 145 автомобильных систем, около 17000 блоков управления.
Данные датчики диагностики двигателя удобны в использовании и управлении и дают возможность быстро освоить все возможности. На данный момент, данный продукт можно считать самой универсальной и качественной системой диагностических датчиков.
2. Датчик положения заслонки дросселя. Устанавливается сбоку на дроссельном патрубке и связывается с осью дроссельной заслонки. По своему внешнему виду данный датчик двигателя представляет собой трехвыводной потенциометр. На один вывод подается плюсовое стабилизированное напряжение величиной в 6 В. Другой вывод представляет собой массу. С третьего вывода от ползунка (так называемого потенциометра) подается сигнал в блок управления. Во время воздействия на педаль управления заслонка дросселя начинает поворачиваться и на выходе датчика изменяется напряжение. При закрытой заслонке напряжение составляет менее 1 В. При открытии заслонки, на выходе датчика напряжение начинает повышаться. Когда заслонка открыта полностью напряжение должно составлять более 5 В. ЭБУ отслеживает показатель уровня напряжения датчика на выходе и, в зависимости от градуса угла открытия заслонки дросселя, корректируется количество топлива впрыскиваемого форсунками. Таким образом выполняется акселерация в системах питания топлива с впрыском управляемым электронным образом. Зачастую нет необходимости регулировки датчика положения заслонки дросселя, поскольку ЭБУ воспринимает холостой ход в качестве начальной отметки. Однако датчики положения заслонки дросселя некоторых производителей требуется немного настраивать. В этом случае корректировка должна быть выполнена в соответствии с методикой и спецификацией изготовителя. Данная процедура проверки не очень подходит для проведения диагностики заслонки дросселя с электронным управлением.
3. Датчик концентрации кислорода. Некоторые современные автомобильные двигатели снабжаются каталитическим нейтрализатором и системой впрыска топлива. В этом случае необходимо контролировать состав топливовоздушной смеси и поддерживать коэффициенты переобогащения воздуха на допустимом уровне (Лямбда равна 1), что позволяет уменьшить содержание токсичных веществ и экономить топливо. Для этих целей используются датчики управления концентрацией кислорода (ДКК). Они устанавливаются в систему отвода выхлопных газов и подают сигнал в зависимости от уровня концентрации кислорода в выхлопных газах. При изменении уровня концентрация кислорода в выхлопных газах, датчик формирует выходное напряжение, которое изменяется примерно на 0,1В (при высоком содержании кислорода смесь считается бедной), до 0,9 В (в случае низкого содержания кислорода смесь является богатой). Для того чтобы этот датчик двигателя правильно работал, его температура должна быть свыше 300 °С. Для того, чтобы он быстро прогрелся после запуска двигателя, датчик снабжен нагревательным прибором. Сигнал, подаваемый ДКК, используется в блоке управления мотором для изменения длительности состояния форсунок в открытом положении и контроля стехиометрического состава смеси.
Как правила в двигателях используются титановые и циркониевые датчики концентрации кислорода. В основе их работы лежит тот факт, что у них выходное напряжение остается неизменным (составляет 0,45 В, при а равном примерно 1). В случае изменения коэффициента избытка воздуха (в диапазоне Лямбда равном от 0,99 до 1,1), напряжение может измениться скачком от 0,1 В до 0,9 В.