Информационная обработка текста - это важное и далеко не самое простое задание из ЕГЭ по русскому языку. Для того, чтобы понять самые важные принципы, которые помогут выполнить его без ошибок, мы ниже рассмотрим пример задания на информационную обработку текста и выполним его, разобрав по пунктам.

 

Как правильно выполнить задание 1 "Информационная обработка текста"?

 

Информационная обработка текста не требует каких-либо точных специальных знаний. Для того, чтобы выполнить задание 1 по ЕГЭ, нужно уметь вникнуть в суть текста и работать с информацией - именно на проверку этого умения направлено данное задание.

Тексты, которые даются в задании, могут быть самыми различными. Одни из них могут содержать точные данные, в других нужно будет уловить завуалированный смысл. Чтобы выполнить это задание правильно, необходимо понять текст. Чтобы понять текст, нужно проанализировать логику построения данного отрывка, выявить логические связи между предложениями. После этого будет гораздо легче сформулировать главную мысль всего отрывка и, сопоставив ее с вариантами ответа, выбрать верный.

Какие предложения не могут являться верным ответом к заданию 1?
 

  1. Предложения, суть которых противоречит содержанию текста;

  2. Предложения, в которых причинно-следственная связь отличается от той, которая дается в тексте;

  3. Предложения, содержащие отсутствующую в тексте информацию;

  4. Предложения, которые подают только часть всей информации из текста;

  5. Предложения, в которых все внимание вплоть до мельчайших деталей уделяется второстепенной информации;

  6. Предложения, которые дословно цитируют подробности и мелкие детали из текста.
     

Стоит обратить внимание на предложения, которые:
 

  • четко и ясно формулируют основную мысль текста;

  • кратко, но полно сообщают все основные информационные пункты содержания текста.
     

Итак, подведем итог. Чтобы правильно сделать задание по информационной обработке текста, необходимо:
 

  • Внимательно прочитать предоставленный текст.

  • Ответить для себя на вопросы: "О чем повествует данный текст?", "Что именно сообщается в тексте?", "Какова главная информация, а что является второстепенным?"

  • Выявить причинно-следственные связи в тексте, если такие имеются.

 

Итак, давайте рассмотрим пример задания ЕГЭ по русскому языку "Информационная обработка текста".

 

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
 

Уже в настоящее время человечество остро ощущает недостаток пресной воды, и с каждым годом проблема обеспечения водой приобретает всё большую остроту: ведь общее потребление воды в мире в тысячу раз превышает использование всех остальных ресурсов вместе взятых. Для утоления «водного голода» жителей нашей планеты существуют различные пути. Один из наиболее эффективных - опреснение солёных вод Мирового океана, тем более что большие площади засушливых и малообводнённых территорий примыкают к его берегам.

  1. Опреснение морских вод - это один из самых эффективных путей решения проблемы острой нехватки пресной воды, поэтому в настоящее время человечеству известно не менее тридцати способов решения этой сложной задачи.

  2. Уже сегодня человечество остро ощущает недостаток пресной воды, и с каждым годом проблема обеспечения водой приобретает всё большую остроту, так как общее потребление воды в мире всё время возрастает.

  3. Для решения одной из острых проблем человечества - нехватки пресной воды - существуют различные пути, самым эффективным и целесообразным из которых является опреснение солёных вод Мирового океана.

  4. Большие площади засушливых и малообводнённых территорий примыкают к берегам Мирового океана, поэтому жители, населяющие эти территории, ощущают острую нехватку пресной воды.
     

Итак, данный текст сообщает нам, что проблема нехватки пресной воды является очень острой, так как потребление этого ресурса является жизненно необходимым для нас. Путей решения данной проблемы существует много, но самый эффективный - опреснение вод Мирового океана.

Вариант 1, казалось бы, передает информацию из текста, но в этом предложении внимание уделяется самому процессу опреснения вод, а не проблеме нехватки пресной воды. Также в предложении сделан акцент на дополнительной информации (не менее тридцати способов опреснения), которой нет в исходном тексте. Данный вариант не является верным.

Вариант 2 делает максимальный акцент исключительно на проблеме нехватки пресной воды, не говоря ничего о способах решения этой проблемы. Этот вариант также не является верным.

Вариант 4 передает информацию некорректно, нарушая причинно-следственные связи: жители засушливых территорий испытывают нехватку пресной воды из-за того, что эти территории находятся поблизости от вод Мирового океана. Эта информация, а значит и вариант ответа, не является корректной.

Вариант 3 является верным, так как верно выделяет главную мысль текста - возрастающая нехватка пресной воды, важность этой проблемы для человечества, а также пути решения этой проблемы - помимо прочих, опреснение вод Мирового океана.