Правильная коммутация – одна из самых важных составляющих качественного звука и света. Конечно, удобно всегда иметь под рукой готовые заводские кабели, однако временами приходится разбираться (а кому-то и вспоминать), как распаяны и соединены всевозможные кабели, переходники и разъёмы. Наши таблицы помогут в этом.

Для расчёта сопротивления проводника вы можете воспользоваться калькулятором расчета сопротивления проводника.

 

Таблица №1- правильная распайка сигнальных аудио кабелей.

распайка кабеля

 

Обозначения проводов для распайки: RED – «горячий» контакт балансного подключения (обычно это провод красного цвета), BLACK – «холодный» контакт (как правило, это оплётка кабеля).

 

Примечание к таблице №1. Внимание: вариант распайки XLR №1, указанный в таблице, может пригодиться для того, чтобы «развязать» землю между приборами в случае возникновения или во избежание «земляных петель». Этот вариант распайки не является универсальным, микрофонные кабели паять им не рекомендуется, поскольку при возникновении необходимости подать фантомное питание на конденсаторный микрофон это соединение не работает. Ну и к тому же при подключении микрофона распаянным по этой схеме кабелем возникает большой уровень паразитных наводок, поскольку корпус микрофона при этом не заземлён. При распайке микрофонных и кабелей для активных акустических систем, «земля» (то есть «холодный»-BLACK) контакт должен быть припаян к обоим разъёмам XLR №1 на концах кабеля. Соответственно, нужно контролировать, как распаяны кабели, если несколько таких шнуров соединяют в один. Попытка такого удлинения может оказаться неудачной, если в цепь попадёт кабель, распаянный по схеме №1 – сигнал по «холодному» контакту просто не дойдет от одного конца кабеля к другому.

 

Таблица №2- правильная распайка сигнальных кабелей.

Таблица №2- правильная распайка сигнальных кабелей, поможет в правильной распайке микрофонных и аудио кабелей, используемых в большинстве комплектов звукового оборудования. Возможно, кому-то такой вариант распайки покажется более удобным.

 

распайка кабеля

 

Обозначения проводов для распайки: RED – «горячий» контакт балансного подключения (обычно это провод красного цвета), BLACK – «холодный» контакт (как правило, это оплётка кабеля).

 

Таблица №3 - правильная распайка 3-х и 4-х контактного Mini-XLR.

Эта схема может пригодиться для правильной распайки микрофонных (гарнитуры и «петлички») и инструментальных радиосистем. Используется в петличных микрофонах, таких как Shure WL183, WL184, WL185, однако у разных производителей может отличаться.

 

распайка кабеля

 

Пример распайки mini-XLR - "петлички" Shure WL183, WL184, WL185:

распайка кабеля

 

Примечание к таблице №3. Внимание: Распайка кабеля у разных производителей может быть разной!

Как правило, ведущие и вокалисты используют ручные радиомикрофоны. Однако сейчас широкое распространение получили системы с гарнитурами и «петличками», а также инструментальные (гитарные) радиосистемы, которые обеспечивают исполнителям большую степень свободы. В таких системах кабель от микрофона до так называемого "бодипака" (карманный, поясной передатчик) имеет, как правило, разъём Mini-XLR. В случае с гитарной (инструментальной) радиосистемой кабель имеет два разных разъёма. В «бодипак» вставляется разъём Mini-XLR, а в гитару - разъём «джек» plug TS. Разумеется, не все радиосистемы комплектуются именно Mini-XLR, но это, как правило, стандарт.

 

Распайки и схемы MIDI-кабелей.

распайка кабеля

 

Схемы распайки MIDI-кабелей. Музыкантами очень часто применяются MIDI-соединения оборудования. Аббревиатура "MIDI" расшифровывается и переводится как MusicalInstrumentDigitalInterface - цифровой интерфейс музыкальных инструментов. Как правило, MIDI-кабели нет необходимости паять, поскольку в большинстве своём исполнители используют готовые шнуры. Однако знание, как распаяны разъёмы на данных типах кабелей, может пригодиться. Стандартные разъёмы для них делаются с помощью разъёмов DIN-5M (5-контактный, male, или "папа", русское название - СШ-5). Бывают ещё 3-контактные разъёмы СШ-3 или DIN-3, но в MIDI-кабелях они не применяются. MIDI-кабели чаще всего подключаются к клавишным инструментам и другому цифровому оборудованию.

 

На изображении выше показано:

  • Маркировка контактов разъёмов DIN-5.
  • Распайка стандартного MIDI-кабеля DIN-5M in + DIN-5M out.
  • Две схемы MIDI-кабеля Gameport (этот кабель служит для подключения MIDI к персональному компьютеру с помощью Gameport.-> ) DIN-5 in + DIN-5 out (могут быть и разъёмы female-мама, если используется со стандартным MIDI-кабелем) -
  • Внешний вид кабеля Gameport -> DIN-5M in + DIN-5M out.

 

Подробнее о разъёме DIN есть обширная статья в Википедии. Там же можно прочитать и об аудио-соединениях на основе разъёмов DIN. Раньше (лет 25-30 назад) такие соединения были очень распространены. Вот, например, отличный переходник для аудио-соединений с DIN 5/180° (или СШ-5, СГ-5, DIN41524, 5-pin DIN 180°) на 4 RCA female:

 

распайка кабеля

 

В последнее время очень большое распространение получили MIDI-кабели, основанные на подключении с помощью интерфейса USB. Их можно применить, например, для подключения синтезатора или MIDI-клавиатуры к ноутбуку с банком звуков.

 

Примечания: Замечание относительно всех XLR-XLR кабелей: их желательно разделять на микрофонные и сигнальные. Отличие заключается в том, что у микрофонных со стороны коммутации микрофона («мама» на кабеле), корпус разъема XLR нужно замкнуть с экраном, как указано в таблице №1 - контакт "C" с контактом №1. Этот способ распайки заземляет корпус микрофона, снимает наводки и посторонние шорохи в случае, если вдруг "разболтается" такая же внутренняя перемычка в самом микрофоне и потеряется контакт. Но в этом случае подключаться таким кабелем к незнакомому аппарату, особенно стационарному, желательно через Di-BOX, так как зачастую при соединении «напрямую» у шнуровых микрофонов «пробивает землю» и есть вероятность поражения электрическим током. Поэтому микрофонные кабели с перемычкой лучше держать отдельно от сигнальных (без перемычки), а лучше их промаркировать.

 

распайка кабеля

 

Распайка разъёмов Speakon - нет в таблицах. Правильней сказать "распиновка", так как сами кабельные разъёмы Speakon не делаются под пайку кабеля, контакты только на закрутках. Блочные Speakon-разъёмы можно паять. Как правило, используются 2-х и 4-х -пиновые разъёмы, хотя встречаются и 8-и контактные разъёмы Speakon. Контакты в «спиконах» маркируются группами. Группа №1 - "1+" и "1-", группа №2 - "2+" и "2-" и т. д. Обычно, "по умолчанию", используются контакты +1 и -1 разъёма Speakon для коммутации акустических систем между собой и их подключения к усилителям .

 

Распайка кабеля DMX-512. Используется для коммутации светового оборудования.

 

распайка кабеля

 

Кабели (разъёмы) для передачи сигнала по протоколу DMX-512 бывают 3х- и 5-пиновые. Распайка абсолютно идентична распайке микрофонного кабеля, то есть 1 -> 1, 2 -> 2, 3 -> 3 (4 -> 4, 5 -> 5). Главное отличие только в том, что "горячий" или главный контакт в DMX-512 - №3, а не №2, как в аудио коммутации. Поэтому желательно паять к контакту №3 провод с красной изоляцией, а не с белой, во избежание путаницы. Если в распайке для DMX-512 поменять местами контакты №2 и №3, приборы будут в лучшем случае "зеркалить", а в худшем не работать вообще. В случае обрыва сразу 2-х сигнальных контактов или всех трёх, смотрим распайку на другом конце кабеля и делаем так же на нерабочем. Также рекомендуется устанавливать на конце цепочки DMX-512 так называемый терминатор, особенно если приборов много и линия длинная. Терминатором называют 3-х или 5-пиновый разъём XLR с припаянным между его контактами №2 и №3 резистором 90-120 Ом. В отличие от микрофонных и аудио соединений, длина кабеля для передачи сигнала по протоколу DMX-512 допускает линии длиной до 500 метров.