Одной из последних модных тенденций в области автомобилестроения можно считать увеличение количества передач. Ряд марок, таких как Audi, BMW, Porsche и Lexus, запустили в продажу автомобили с восьми ступенчатыми автоматическими коробками с традиционным планетарным набором передач и преобразователями крутящего момента. Много других компаний также не отстают от автомобильной "моды" и создают собственную восьмиступенчатую автоматику (например, Ford). Не так давно представители Mitsubishi сделали заявление о своем намерении лицензировать встроенную восьмискоростную КПП ZF и в ближайшее время провести ее краш-тест на своих новых автомобильных моделях.

Прогресс не стоит на месте и ряд компаний уже работает над девятиступенчатой автоматической коробкой передач (Mercedes-Benz и Fiat/Chrysler).

 

 

Увеличение количества передач можно отметить и среди моделей с механической коробкой передач. Несмотря на то, что в последнее время автомобили с МКПП считаются автомобилями с более эффективным расходом топлива и более высокой производительностью, даже поддались тенденции увеличения количества передач. Так, на автошоу в Женеве, Porsche была представлена модель автомобиля с семиступенчатой механической коробкой передач.

 

Причины увеличения количества передач в трансмиссиях автомобилей?

Как отмечают специалисты, большее количество передач в трансмиссии расширяет поле деятельности для инженеров. Например, первую скорость можно сократить для лучшего ускорения автомобиля с места, при этом высокие скорости можно сделать длиннее, что позволяет эффективнее расходовать топливо. Увеличение количества скоростей, дает возможность небольшим экономичным двигателям предоставлять достаточное количество мощности для больших автомобилей или повысить эффективность уже существующих двигателей. К примеру, модели автомобилей Porsche традиционно достигают максимальной скорости на шестой наивысшей передаче. При добавлении седьмой передачи появляется возможность снизить обороты двигателя на любой скорости, снижая при этом расход топлива и выброс СО2, сохраняя ускорение и скорость.

 

 

Какое количество скоростей в коробке передач можно считать слишком большим?

Все автомобильные производители на этот вопрос отвечают по-разному. Кроме более плавного переключения, лучшей топливной эффективности и улучшения ускорения, большее количество передач имеет еще и маркетинговое значение. Поскольку создает у потенциального покупателя впечатление, что автомобиль оснащен по последнему слову техники. Однако, отдельные производители осознанно отказываются от увеличения скоростных передач во имя надежности предлагаемого ими продукта.

Представитель компании Ford Реннекер говорит: «Несмотря на то, что один из конкурентов Ford представил девятиступенчатую коробку передач, мы не будет устраивать гонку, поскольку понимаем, что девятая скорость по сути не дает никаких преимуществ. Следовательно, на сегодняшний день мы не видим необходимости в применении девятой скорости. Мы в состоянии делать все, что захотим, и что захочет наш покупатель, и с восемью скоростями. Вполне возможно, что в будущем, если найдется способ для сведения ущерба к минимуму и возникновения необходимости, компания найдет применение большему количеству скоростей, например, одиннадцати».

 

А если немного заглянуть в будущее о количестве передач?

Создание большего количества передач является только частью общей картины. На сегодняшний день возможные доступные виды трансмиссий меняются с немыслимой скоростью. Так, например, бесступенчатая трансмиссия может выбирать из практически неограниченного количества передаточных чисел, и, теоретически, делает традиционную коробку передач устаревшей. Однако, как показывает практика, расширенная бесступенчатая коробка передач не справляется с силой больших двигателей, чем к минимуму сводит их эффективность. По этой причине автоматизированная механика или обычная современная автоматика намного лучше. Кроме того, двигатель и трансмиссия при бесступенчатой коробке работают несколько иначе, что вызывает у водителя странные чувства при вождении.

 

 

По этой причине утверждение о том, что МКПП изживает себя может быть несколько преждевременным. В настоящее время именно механическая коробка переключения передач, независимо от вида используемого топлива, является самой энергоэффективной. Безусловно, что со временем количество автомобилей, оснащенных МКПП будет постепенно уменьшаться, но в мире все равно останется сегмент водителей, предпочитающих вручную переключать скорости.

Электрифицированные коробки постепенно станут набирать все большую популярность. Об этом уже свидетельствуют гибридные модели Mercedes-Benz S400 Hybrid, BMW ActivHybrid и Honda CRZ.

Тот же представитель Ford Реннекер считает интересным тот факт, что на сегодняшний день в трансмиссионной промышленности пока в стадии разработки находились коробки передач с двойным сцеплением, коробки с планетарным набором передач также не стояли на месте. Поскольку постоянно разрабатываются новые усовершенствованные модели, ни об одной коробке нельзя сказать, что именно она является «трансмиссией будущего» Поскольку правила по экономии топлива ужесточаются, коробки будущего будут обладать большим количеством настроек, которые станут определять оптимальную передачу для каждой скорости».