Экологический стандарт был введен в действие в мировой практике в 1992 году. Это было сделано для того, чтобы хоть как-то ограничить вредное влияние автомашин на окружающую экологическую ситуацию. В мире с каждым днем становится все больше автомобилей. Ни для кого не секрет, что каждый из них выбрасывает в воздух большое количество отработанных вредных веществ. Выбросы, которые отнесены к загрязняющим, содержат в себе: оксид углерода (СО), оксид азота (NO), углеводороды (CmHn), мелкие твердые частицы – называемые дисперсными частицами. Кроме этого, в результате проведенных исследований было установлено, что автомобиль в среднем за год потребляет около 4 000 кг кислорода, а выбрасывает в атмосферу 800 кг угарного газа, 200 кг углеродов и 40 кг азота.
Экологические стандарты для автомобилей.
Первый экологический стандарт «Евро-1» был введен, как говорилось выше, в 1992 году. Он ввел ограничения на выброс двигателями автомобилей углекислого газа, оксида азота и дисперсных частиц, без соблюдения которых автопроизводитель не мог продать для эксплуатации машины в присоединившуюся к экологическим стандартам страну.
В 1995 году на смену первому экологическому стандарту пришел «Евро-2», резко повысив требования к экологической безопасности автомобилей. Причем ужесточены были требования не только к дизельным и бензиновым автомобилям, но и к топливу. В 2006 году к соблюдению экологических требований на международном уровне присоединилась Россия, где был введен в действие запрет на ввоз автомобилей, не соответствующих «Евро-2».
«Евро-3» европейские страны приняли в 2000 году, который еще снизил допустимый порог вредного воздействия на экологию 30-40%. В нашей стране этот экологический стандарт был принят в 2008 году и оставался в силе 2 года.
С 2010 года Россия перешла, после больших претензий со стороны автоимпортеров, производителей автомобилей и нефтяников, на «Евро-4». Хотя этот стандарт действовал в Европе уже 5 лет и ужесточал требования предыдущего стандарта еще на 65-70%.
В 2009 году, когда в России еще шли споры по поводу введения «Евро-4», Европа перешла на экологический стандарт «Евро-5». И хотя сегодня возможно оформление и в России сертификата соответствия «Евро-5», но это не является обязательным для исполнения требованием.
Евронормы для легковых автомобилей (г/км) |
|||||||
Класс |
Дата |
СО |
ТНС |
NMHC |
NOx |
HC+NOx |
PM |
Дизельные двигатели |
|||||||
Евро-1 |
Июль 1992 |
2,72 (3,16) |
- |
- |
- |
0,97(1,13) |
0,14 (0,18) |
Евро-2 |
Январь 1996 |
1,0 |
- |
- |
- |
0,7 |
0,08 |
Евро-3 |
Январь 2000 |
0,64 |
- |
- |
0,50 |
0,56 |
0,05 |
Евро-4 |
Январь 2005 |
0,50 |
- |
- |
0,25 |
0,30 |
0,025 |
Евро-5 |
Сентябрь 2009 |
0,500 |
- |
- |
0,180 |
0,230 |
0,005 |
Евро-6 |
Сентябрь 2014 |
0,500 |
- |
- |
0,080 |
0,170 |
0,005 |
Бензиновые двигатели |
|||||||
Евро-1 |
Июль 1992 |
2,72 (3,16) |
- |
- |
- |
0,97 (1,13) |
- |
Евро-2 |
Январь 1996 |
2,2 |
- |
- |
- |
0,5 |
- |
Евро-3 |
Январь 2000 |
1,3 |
0,20 |
- |
0,15 |
- |
- |
Евро-4 |
Январь 2005 |
1,0 |
0,10 |
- |
0,08 |
- |
- |
Евро-5 |
Сентябрь 2009 |
1,00 |
0,100 |
0,068 |
0,060 |
- |
0,005 |
Евро-6 |
Сентябрь 2014 |
1,00 |
0,100 |
0,068 |
0,060 |
- |
0,005 |
Условные обозначения:
- СО — углекислый газ,
- ТНС — углеводород,
- NMHC — летучие органические вещества,
- NOx — оксид азота,
- PM — взвешенные частицы.
Речь о введении «Евро-6» в европейских странах зашла уже достаточно давно. Первоначально нормы должны были начать действовать с 31.12.2013 года. Однако производители автомобилей оказались не готовы к выполнению требований экологического стандарта, и еврокомиссия перенесла этот срок на 1 сентября 2015 года. Основные ограничения при введении «Евро-6» коснутся дизельных двигателей. Ведь раньше считалось, что основной вред окружающей среде наносит оксид углерода, в связи с чем совершенствовались бензиновые двигатели, так как дизеля выбрасывают малое количество СО. Однако теперь чиновники обратили внимание на очень высокий уровень выбросов оксидов азота, который очень высок у дизельных автомобилей. Его уровень в «Евро-6» снизили до 80 мг/км, со 180 в «Евро-5». Для бензиновых же двигателей требования оставили на прежнем уровне.
Экологические стандарты для автомобилей в России.
В России борьба за экологию также шла и идет своим чередом. Сейчас в страну нельзя ввести ни грузовой, ни легковой автомобиль, не соответствующий «Евро-4». Не испытывают проблем с переходом на новые экологические стандарты ведущие отечественные производители автомобилей, к которым относится концерн «АвтоВАЗ». Эта компания, являющаяся основным производителем легковых автомобилей в нашей стране, перешла к производству моделей, соответствующих «Евро-4» еще в 2011 год. Экспортные экземпляры Lada переоборудовались под «Евро-4» уже в 2005 году. Все это говорит о несостоятельности обвинений о невозможности наших машин соответствовать предъявляемым в мире современным экологическим требованиям. Основная же проблема сейчас не в производителях автомобилей, а в производстве топлива надлежащего качества, к которому сегодня имеются большие вопросы.