Укладка бетонного пола происходит как по существующему цементобетонному, так и по грунтовому основанию. Чтобы в будущем не произошло растрескивание пола, необходимо утрамбовать грунт в основании, прежде чем заниматься укладкой бетонного пола на землю.
После трамбовки почвы происходит укладка щебеночной или песчаной подушки. Ее толщина зависит от высоты поднятия грунтовых вод, от типа грунта в основании, степени его промерзания и других факторов. Подушку тоже нужно уплотнить.
Для расчета теплого, водяного пола вы можете воспользоваться калькулятором теплого пола.
Прежде чем укладывать бетонные полы нужно тщательно подготовить бетонное основание. Если в фундаменте есть трещины, их нужно расширить и заполнить ремонтным составом, что состоит из полимера или же цементно-песчаной смеси. Если участки основания не поддаются ремонту, их нужно полностью демонтировать и положить новый бетон. Перепады по высоте на некоторых участках бетонного основания можно устранить с помощью фрезеровочной и шлифовально-мозаичной машиной по бетону. Пыль, которая образовывается во время этого процесса, убирают промышленными пылесосами. Подбетонкой выравнивают перепады высоты, если они превышают 3-5 сантиметров.
На старый бетонный фундамент или подушку кладут гидроизоляцию, которую изготавливают из полимерных мембран или рулонных битумных гидроизоляционных материалов. Гидроизоляция необходима для устранения капиллярного подсоса влаги из почвы и чтоб основание не поглощало влагу из свежеуложенного бетона.
Укладка бетонной смеси.
В соответствии с проектом, прежде чем укладывать бетонную смесь в стяжку, нужно установить опалубку и выполнить армирование.
Направляющие для виброрейки можно использовать в качестве опалубки. Линия опалубки должна совпадать с рисунком деформационных швов. Если процесс укладки бетонной смеси непрерывный, то можно обойтись и без установки опалубки. В таком случае ее установка необходима лишь там, где будет завершена дневная работа по укладке бетонной смеси.
Дорожную сетку ВР-5 очень часто применяют в качестве арматуры. Ячейки дорожной сетки должны быть размером 100*100 мм, 150*150 мм, 200*200 мм соответственно. Арматурный каркас используют, когда бетонные полы подвергаются повышенным нагрузкам (штабелеры, многотонные грузовики, погрузчики и так далее). Он вяжется из стержневой арматуры диаметром 8-10 миллиметров. Если на бетонные полы воздействуют высокие динамические нагрузки (например, падение тяжелых изделий), целесообразно будет использовать вместо арматуры стальную фибру.
Было бы хорошо, если на строительную площадку обеспечивалась бесперебойная подача бетонной смеси. Зачастую на объект ее подвозят в автобетоносмесителях. Такую смесь высоко качества доставляют из ближнего завода товарного бетона.
Существует два способа разравнивания и укладки бетонной смеси:
- первый – при помощи «маяков»;
- второй – при помощи виброрейки по направляющим.
Если бетонную смесь укладывать с помощью «маяков», то на основание необходимо установить нивелир и произвольно выбрать нужный уровень. После к колонне с отметкой нулевого уровня прикладывается рейка. Ее низ должен совпадать с этой отметкой. На рейку ставят риску, которая соответствует произвольно выбранному уровню.
Бетонная смесь примерно до половины требуемого уровня заливается на фундамент. Из нее делают «холмики-маяки» с интервалом 2 метра. На каждый такой холмик закрепляется рейка с риской. Риску соединяют с установленным на нивелире уровнем. Затем вершину холмика подгоняют по низу рейки. Следовательно, по площади пола получают направляющие "маяки". Пространство, что получилось между маяками, заполняют бетонной смесью. С помощью глубинных вибраторов ее уплотняют, а заравнивают, как правило, на одном уровне с верхушками «маяков».
Если бетонную смесь разравнивать вторым предложенным способом, то для начала необходимо монтировать направляющие под виброрейку на уровне нулевой отметки и внимательно выставить их по горизонту. В ходе работы необходимо присматривать, чтобы направляющие не были сбиты. Только после этого на направляющие устанавливается виброрейка.
На подготовленное основание заливается бетонная смесь и разравнивается лопатами. Все происходит так, чтобы ее верх был чуть-чуть выше уровняви брорейки. Это зависит от уровня уплотняемости бетонной смеси. Затем включают вибратор и по направляющим тянут виброрейку. Бетонная смесь под влиянием вибрации проседает до необходимой степени и разравнивается. Во время этого процесса нужно наблюдать за виброрейкой. Она непрерывно должна скользить по поверхности бетона. Когда бетонная смесь проседает ниже уровня виброрейки, ее следует добавить.
Бетонные полы и завершающая обработка их поверхности.
По завершению процесса укладки и уплотнения бетонной стены, проводится заключительная обработка поверхности бетона. Для выполнения поставленной задачи применяют затирочные машины. Их еще называют «вертолеты».
Но прежде чем перейти к затирке поверхности бетона, следует сделать технологический перерыв. Он проводится для того, чтобы бетон смог набрать первоначальную прочность. По продолжительности такой перерыв составляет 3-7 дней. Его длительность зависит от температуры и влажности окружающей среды. За этот отрезок времени бетонные полы застывает так, что когда человек наступает на него, то остается след 3-4 миллиметра глубиной. Именно в такой момент необходимо начинать грубую затирку поверхности.
Бетонные полы проходят стадию грубой затирки поверхности. Такая процедура осуществляется за два прохода с помощью диска или лопастей затирочных машин. Во втором проходе направление движения затирочной машины должно быть перпендикулярно направлению движения при первом проходе. За этот промежуток времени прочность бетона прогрессивно увеличивается. К завершающей затирке переходят, когда след оставленный человеком будет глубиной близко 1 миллиметра. Финишная затирка осуществляется лопастями затирочных машин.