Аккумулятор автомобильный - это одна из важнейших деталей машины. В электрической системе он выполняет роль источника энергии. Назначение аккумуляторной батареи в автомобиле:
- подача энергии на стартер для запуска двигателя;
- обеспечение током электроприборов при заглушенном двигателе;
- совместно с генератором питание электроприборов при заведенном двигателе.
Устройство автомобильного аккумулятора.
Устройство аккумулятора автомобиля следующее:
- корпус, внутри которого залит электролит;
- положительный контактный вывод;
- отрицательный контактный вывод;
- положительная пластина (анод);
- отрицательная пластина (катод);
- пробка, внутри которой заливная горловина (есть не у всех современных аккумуляторов).
Устройство автомобильного аккумулятора таково, что в корпусе аккумуляторной батареи последовательно соединены шесть аккумуляторов. Корпус батареи изготовлен из диэлектрического материала, стойкого к воздействию кислот. Каждый из шести элементов батареи состоит из чередующихся электродов противоположной полярности, покрытых активным веществом. Аноды и катоды изолированы друг от друга пластиковыми сепараторами.
Электроды современных необслуживаемых батарей изготовлены из свинцово-кальциевого сплава. Такая конструкция позволяет избежать излишних действий по поддержанию стабильной работоспособности автомобильного аккумулятора в течение срока службы благодаря пониженному уровню саморазряда (т. е. потери 50% емкости батареи в течение полутора лет) и очень низкий расход воды — всего 1 г/Ач.
Иногда встречаются более дешевые гибридные автомобильные аккумуляторы. Их отличие в том, что положительный электрод изготовлен из сплава свинца и сурьмы, а отрицательный также свинцово-кальциевый. Они также считаются необслуживаемыми, но требуют чуть больше внимания из-за того, что вода расходуется до двух раз быстрее.
В процессе зарядки батареи в электролите образуются газы, для отвода которых предусмотрена система вентиляции. Газоотводы от каждого элемента соединяются в центральной системе, из которой газы выходят в атмосферу.
Современные автомобильные аккумуляторы оснащены индикаторами заряда. В зависимости от уровня плотности электролита цвет «глазка» меняется — чёрный означает низкий заряд, желтый — недостаточная степень зарядки, зелёный говорит о том, что батарея полностью заряжена.
Принцип работы авто аккумулятора.
Принцип работы авто аккумулятора очень прост, работа автомобильного аккумулятора происходит циклически — при разряде энергия, выделяющаяся в результате химической реакции преобразуется в электрическую, а в процессе зарядки электричество вызывает обратную реакцию, и энергия накапливается.
Авто аккумулятор разряжается при подключении электрооборудования автомобиля — фар, стартера и других электроприборов. В этом режиме происходит взаимодействие электродов, покрытых активным веществом (диоксидом свинца покрыты положительные и губчатым свинцом — отрицательные) с электролитом. В результате этой реакции выделяется сульфат свинца и вода, которая разбавляет электролит и уменьшает его плотность.
После того, как двигатель начинает работать, генератор вырабатывает электрический ток, под воздействием которого сульфат свинца превращается в свинец, серную кислоту и двуокись свинца. Содержание кислоты в электролите растет, и его плотность повышается. Точно такой же процесс происходит при заряде аккумулятора от зарядного устройства.
В среднем срок службы автомобильного аккумулятора около 4-5 лет, но он сильно зависит от условий эксплуатации. Технологии производства батарей совершенствуются, что позволяет улучшить эффективность аккумуляторов и увеличить срок его работоспособности.
Схема автомобильного аккумулятора и его технические параметры.
Технические параметры автомобильного аккумулятора включают в себя такие понятия как: номинальная емкость, измеряемая в ампер-часах (Ач), означает, сколько энергии отдаёт полностью заряженный аккумулятор при непрерывном разряде в течение двадцати часов. Например, если на батарее написано, что его емкость составляет 50 Ач, то это значит, что он может отдавать ток силой 2,5 А на протяжении двадцати часов.
Также существует неофициальный показатель, который называется резервная емкость. Она измеряется в минутах, и показывает. В течение какого времени авто аккумулятор может без помощи генератора выдавать ток в 25 А. Считается, что качественная батарея при падении напряжения до 10,5 В должен сохранять работоспособность в таком режиме не менее 1,5 часов.
Номинальное напряжение авто аккумулятора, предназначенного для легкового автомобиля, составляет 12 В. Оно складывается из напряжения отдельных элементов батареи.
Ещё один важный параметр батареи - ток холодной прокрутки. Его значение показывает, ток какой силы способен отдавать авто аккумулятор в течение 10 секунд с напряжение не ниже 7,5 В при температуре -18 градусов Цельсия. Чем выше значение этого показателя — тем легче запуск двигателя в зимнее время.