Асламка, осламка — парусное 1-, 2-мачтовое транспортное или промысловое судно, используемое на Каспийском море и в низовьях Волги. Длина 12—15 м, ширина 2,4—2,7 м, осадка 0,6—1,2 м, грузоподъёмность до 30 т.

Багала (от араб, «багл» — «мул») — арабское торговое парусное судно с косым вооружением. Использовались в VIII — XVII вв. Две мачты, длина 30—40 м, ширина 6—8 м, высота борта 3—5 м, грузо­подъёмность 150—400 т.

Барк (гол. bark ), 1) парусный 3-мачтовый военный корабль XV — XVI вв. водоизмещением ок. 400 т (Средиземноморье). Имел фок- и грот-мачты с прямыми парусами и бизань-мачту со стеньгой. 2) Морское парусное транспортное судно (3—5 мачт) с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты). Водоизмещение до 10 000 т. Использовались до 30-х гг. XX в.

Барка (итал. barca , франц. barque ), 1) парусно-гребное беспалубное рыбацкое, иногда — каботажное, судно. Впервые появились в Италии в VII в. Длина 10 м , ширина ок. 2 м , высота борта ок. 0,6 м , вместимость до 20 чел. 2) Лёгкое быстроходное судно, использовавшееся в западноевропейских странах в эпоху позднего Средневековья 3) Большое грузовое несамоходное судно типа баржи, применявшееся с начала XVIII в. на крупных реках России. Длина до 64 м , ширина до 17 м , грузоподъёмность до 1700 т.

Баркалон, баркалона (итал. barca longa ) — парусно-гребное военное судно XVII — XVIII вв. Имело одну мачту с большим косым парусом, артиллерийское вооружение: до 10 пушек. Использовались в Испании, потом в Англии и Франции. В России баркалоны строились только для Азовской флотилии и имели длину до 36,5 м , ширину до 9,2 м , осадку до 2,5 м , артиллерийское вооружение: 26—44 пушки.

Баркарола (итал. barcarola ) — итальянское прогулочное судно типа гондолы, вмещало 4—5 чел.

Баркас, барказ (гол. barkas ), 1) небольшое парусное рыбацкое или транспортное судно, применявшееся на Чёрном и Азовском морях. Имело парусное вооружение яла, с кливером на коротком горизонтальном бушприте. Длина 8—12 м, ширина 2,4—3 м, высота борта 1—13 м, осадка около 0,75 м . 2) Корабельная шлюпка или речное несамоходное судно типа баржи длиной 60—80 м с низкими бортами и высокими надстройками (лабазами).

Баркентина (англ. barkentine ) — морское парусное судно. Имело 3—6 мачт и прямые паруса на фок-мачте и косые на остальных. Строились в XIX — начале XX в. и использовались для торговых и учебных целей.

Биландр (гол. billander , от bij — «рядом», lander — «суша») — небольшое парусное 2-мачтовое каботажное судно. Использовались в Нидерландах в XVIII — XIX вв.

Бот (гол, boot ), 1) Общее название небольших (водоизмещением до 150 т) гребных, парусных или моторных судов различного назначения. Ввиду ограниченной мореходности используются только в прибрежных морских районах. 2) В XVII — XIX вв. небольшое гребное или парусное 1-мачтовое судно длиной 11—18 м, шириной 3— 4,5 м с косым парусным вооружением типа тендера. Служили для снабжения судов, стоящих на рейде, для связи, разведки, десантных операций, ближнего или абордажного боя и др. целей. Вооружение: 2—20 малокалиберных пушек (в основном Фальконетов). Большие боты имели водоизмещение до 60—80 т, экипаж до 36—40 чел. Существовали боты разных типов: вадбот, вельбот, гросбот, кавасаки, краб-бот, листер-бот, пакетбот, снагбот, фангсбот, хачбот, шхербот и др. В России боты известны с XV — XVI вв.

Бота — рыбацкая лодка с высокими оконечностями, большим развалом бортов, применялась в XIX в. у берегов Камчатки.

Бриг (англ. brig ), 1) парусный 2-мачтовый военный корабль XVIII — XIX вв. с прямым вооружением на обеих мачтах и косым парусом (контр-бизанью) на грот-мачте. Использовался для крейсерской, разведывательной, дозорной и посыльной служб, а также для конвоирования торговых судов. Водоизмещение 200—400 г. длина до 32 м , ширина8—9 м, экипаж до 120 чел., артиллерия до 24 пушек. 2) 2-мачтовое торговое судно XVIII — XIX вв. с парусным вооружением, аналогичным военному бригу. Длина 27—34 м, ши­рина 7—9 м, высота борта 3,5—5,5 м.

Бригантина, шхуна-бриг (итал. brigantino , от brigante — «разбойник»), 1) небольшое парусно-гребное быстроходное судно Средиземноморья в XVI — XVIII вв. Имело 8—16 пар вёсел, 1—2 мачты с треугольными рейковыми парусами (венецианская бригантина имела длину 19 м , ширину 3,4 м ). Часто использовалась алжирскими, далматинскими, тунисскими пиратами. Российские бригантины, введённые Петром I , имели 2 мачты, 12—15 пар вёсел, 2—3 орудия, могли перевозить 70 чел. 2) Парусное 2-мачтовое судно XVII — XIX вв. с прямым вооружением на фок-мачте и косым на гр o т-мачте. Бригантины входили в состав военных флотов как посыльные и разведывательные суда. Водоизмещение до 300 т.

Бугалет (англ. bugalet ) — небольшое английское парусное 2-мачтовое каботажное судно. На обеих мачтах несло четырёхугольные паруса, и грот-мачте — дополнительный топсель, на бушприте — 2 кливера.

Бударка, будара — парусная грузовая или рыбацкая лодка, плоскодонная, 1-мачтовая, с люгерным или шпринтовым парусом. Использовались на Каспийском море и южных реках России. Длина 5—8 м, ширина 1,3—1,6 м, осадка 0,3—0,4 м.

Вельбот (англ. whale - boat — «китобойная лодка») — мореходная парусно-гребная шлюпка с рулевым веслом.

Верея, верейка (от англ. wherry — «шлюпка», «ялик») — небольшое английское грузовое парусное судно прибрежного плавания. В России такие суда служили для осады приморских крепостей при Петре I . Длина 15—18 м, ширина 3,6—4 м, осадка 0,7—1,2 м, грузоподъёмность 20—30 т.

Галеас (от итал. galeazza — «большая галера»), 1) парусно-гребной военный корабль в европейских флотах в XVI — XVII вв. Длина до 80 м , ширина до 9 м , один ряд вёсел с каждого борта (до 10 гребцов на весло), 3 мачты с косыми парусами, 2 больших кормовых рулевых весла, 2 палубы. Вооружение до 70 пушек разного калибра, экипаж свыше 800 чел. 2) В XVIII — XIX вв. небольшое 2-мачтовое транспортно-рыболовное судно, применявшееся в странах Северной Европы.

Галера (итал. galera ) — военное гребное судно, существовавшее в VII — XVIII вв. во флотах почти всех европейских стран. Длина до 60 м , ширина 7,5 м , 32 весла на борт. Экипаж ок. 450 чел. Основным оружием галеры до середины XIV в. были надводный таран и метательные машины, позднее стали использоваться пушки.

Галион (исп. galeon ), 1) парусный военный корабль, использовавшийся во флотах Англии, Испании и Франции в XVI — XVII вв. Длина около 40 м , ширина 10—14 м, водоизмещение 500—1400 т, 3—4. мачты. Обладали невысокой мореходностью из-за высоких бортов и громоздких надстроек. Часто использовались для перевозки переселенцев в Америку. 2) Испанское парусное судно для прибрежного лова сардин. Имеет 2 мачты с люгерным вооружением; длина около J 5 м, ширина около 7 м , экипаж на промысле до 20 чел.

Галиот (франц. galiote ), 1) небольшая быстроходная галера 1-й половины XVII в., имевшая до 25 пар вёсел и одну мачту. Часто использовалась для метания горючей смеси («греческого огня»). 2) Небольшое транспортное 2-мачтовое судно, применявшееся в Германии и скандинавских странах в XVIII — XIX вв. Длина 32— 42 м , ширина 6,4—8,5 м, осадка до 2,8 м , грузоподъёмность до 600 т.

Гемам — парусно-гребной мелкосидящий (осадка ок. 2 м ) корабль шведского шхерного флота. В России гемамы строили в начале XIX в. для военных действий на Балтике. Имели 2 мачты, до 10 пар вёсел, артиллерийское вооружение: 30—32 пушек.

Голет (франц. goulette — «шхуна») — парусно-гребной 2-мачтовый корабль русского шхерного флота конца XVIII — начала XIX в. Длина 18—20 м, рангоут и оснастка по типу шхуны. Имел до 14 пушек. Применялись главным образом на Чёрном и Азовском морях.

Гондола (итал. gondola ), 1) небольшая гребная лодка для сообщения галер с берегом. 2) С XI в. в Венеции одновёсельная плоскодонная лодка для плавания по каналам. Длина около 10 м , ширина ок. 1,3 м .

Гуари — небольшое 1-, 2-мачтовое судно с треугольными парусами. Использовалось во Франции в XIX в.

Гукор (англ. hooker ) — парусное судно XIII — XVIII вв. Первоначально строились в Нидерландах как рыбачьи лодки. Впоследствии использовались во всех странах Северной Европы, в XVII — XVIII вв. — как военный транспорт. Имели 2—3 мачты, грузоподъёмность 60—200 т, вмещали до 300 чел.

Доггер (англ. dogger от гол. dogge — «треска») — парусное 2-, 3-мачтовое рыболовное судно с гафельным вооружением, водоизмещением ок. 150 т. Появились примерно в XTV в.

Дощаник — плоскодонное палубное судно, передвигалось на вёслах, под прямым или косым парусом или на буксире. Длина 15—25 м, ширина 4—6,5 м, высота борта 0,8—1,5 м, осадка до 1,2 м , грузоподъёмность 30—80 т. Впервые дощаники появились в древнем Новгороде в XII — XIV в., позднее использовались на реках России.

Дракар — парусно-гребное военное беспалубное судно VIII — X вв. Имело мачту с четырёхугольным парусом, рулевое весло в корме, по бокам укреплялись металлические щиты для защиты гребцов. Боевое судно викингов, обладавшее высокой мореходностью.

Забара — небольшое грузовое судно, применялось во Франции и Испании для каботажного плавания в районе Бискайского залива в XIX в. Грузоподъёмность до 80 т.

Иол, 1) небольшое парусное 2-мачтовое судно, использовалось на Балтийском и Чёрном морях в конце XVIII — начале XIX вв. для сторожевой и разведывательной службы. Длина до 15 м , ширина до 4 м , осадка более 2 м , 3—7 пушек небольшого калибра. 2) Тип 2-мачтового парусного вооружения яхты.

Кааг — небольшое 1-мачтовое торговое судно с малой осадкой, применявшееся в Нидерландах в XVIII — XIX вв. для прибрежного и речного плавания.

Каботьер (франц. cabotier ) — плоскодонное судно с удлинённым корпусом. Первоначально каботьеры строили во французской провинции Нормандия. В конце XIX в. их применяли для грузовых перевозок по реке Сене.

Кавасаки, 1) в Японии плоскодонное рыбацкое судно. Длина около 13 м , ширина около 3 м , высота борта 0,7 м , экипаж до 13 чел. Имело одну съёмную мачту и прямой парус из тонкой циновки (площадью 32 м 2 ). 2) На российском Дальнем Востоке рыбацкий парусный или моторный бот водоизмещением до 14 т.

Каик (тур. kayik ) — небольшое рыболовное парусное судно, применявшееся на Ближнем Востоке и Средиземном море. Парусное вооружение: шпринтовый грот, прямоугольный топсель, фока-стаксель и несколько кливеров

Каравелла (птал. caravella ) 1) морское 1-палубное парусное судно с высокими бортами и надстройками в носовой и кормовой части, применялось в XIII — XVII вв. в странах Средиземноморья. Длина 15—35 м, ширина 4,3—9 м, осадка 2—4 м, водоизмещение 200—400 т, имела 3—4 мачты. 2) До XV в. небольшое португальское рыболовное судно.

Каракка (франц. caraque ) — большое парусное судно. В XIII — XVI вв. строились сначала в Португалии и Венеции, а затем в Англии и Франции. Применялись для военных и торговых целей. Длина до 36 м , ширина до 9,4 м , водоизмещение до 1600 т, до 4 палуб, 3—5 мачт. Фок- и грот-мачты несли прямое парусное вооружение, бизань-мачта — косое. На фок- и грот-мачты часто ставили дополнительно марсели. Вооружение: 30—40 пушек.

Караколой — парусно-гребное 1-мачтовое судно. Строилось в XVII — XIX вв. в Индонезии.

Каракора — лёгкая лодка, применявшаяся в XVI — XIX вв. на Больших Зондских островах. Имела мачту из тростника и прямоугольный парус.

Карамуссал (от тур. kara — «чёрный» и mursal — «посол») — турецкое грузовое судно Средних веков. Имело 2 мачты (с прямым и косым парусом), а также бушприт с кливером. Строили эти суда из древесины платана и красили в чёрный цвет.

Каюк, 1) гребной или парусно-гребной долблёный чёлн на Чёрном или Азовском морях. 2) Парусно-гребное речное грузовое судно северных поморов. Длина 15—24 м, ширина 3,6—5 м, высота борта 2,1—2,7 м, осадка 1,2—1,5 м, грузоподъёмность 16—50 т, экипаж 6—20 чел.

Кеч {англ. ketch ), 1) небольшое 2-мачтовое судно с косым парусным вооружением, появилось в XVII в. в Англии и Северной Америке как рыболовное и торговое судно. 2) Тип современного 2-мачтового парусного вооружения с косыми парусами.

Киржим — небольшое парусно-гребное судно прибрежного плавания для перевозки грузов и рыбной ловли в южной части Каспийского моря. Длина 4,5—8,5 м, экипаж 3—4 чел. Имеет прямой парус.

Кирлангич (от тур. kirlangic — «ласточка») — быстроходное парусно-гребное судно для посыльной и разведывательной службы. Имело 1—2 мачты с косыми парусами. В России в XVIII в. строили такие суда на Чёрном море. Длина около 22 м , ширина 7,6 м , осадка 2,4 м .

Клипер {англ. clipper от clip —«сокращать»), 1) быстроходное морское парусное судно XIX в. для перевозки ценных грузов и пассажиров. Имело 3—4 мачты. Водоизмещение 1000—2000 т, скорость 18—20 узлов (до 37 км/час), несло большое количество парусов. 2) Парусный или парусно-паровой (винтовой) быстроходный военный корабль XIX в. (дозорная, разведывательная посыльная служба). 3) Парусное рыболовное судно США первой половины XX в.

Кнорр — мореходное торговое судно викингов. Длина до 15 м , ширина до 5 м , осадка до 2 м .

Корвет (франц. corvette ), 1) Парусный военный корабль XVIII — XIX вв., посыльное и разведывательное судно, иногда участвовавшее в крейсерских операциях. Парусное вооружение такое же, как у фрегата, артиллерийское вооружение до 40 пушек. 2) Современный боевой корабль ВМФ водоизмещением до 1600 т.

Корриера (от итал. согпега — «почта») — небольшое итальянское парусное судно конца XVIII — начала XIX в. Применялось для почтовой и посыльной службы.

Косная лодка, коснушка — речная парусно-гребная транспортная лодка со шпринтовыми парусами на двух мачтах. Отличалась легкостью хода, применялась на реках России.

Коф (гол. kuff ) — небольшое голландское парусное судно прибрежного плавания в XVI — XIX вв. Чаще всего кофы имели парус ное вооружение кеча; в случае больших размеров вооружались как барк или шхуна и носили название коф-барк или шхуна-коф.

Коч — парусно-гребное промысловое судно северных славян-поморов XI — XIX вв. Плоскодонные 1-палубные суда, длина 10— 15 м , ширина 3—4 м, осадка 1—1,5 м. Прямой парус, 1 мачта. В XVI — XVII вв. применялись за Уралом и в Сибири. Размеры возросли: длина 20—25 м, ширина 5—8 м, осадка до 2 м , команда 10—15 чел., дополнительно до 30 чел. промысловиков.

Кочерма — турецкое парусное 1-мачтовое судно XIX в.

Кулаз, кулас — парусная рыбацкая лодка, длина 6,5 м , ширина 1,2 м , грузоподъёмность 1—1,5 т. Применяется в южной части Каспийского моря.

Кунгас — дальневосточное парусное рыбацкое или транспортное судно прибрежного плавания. Длина 12—22 м, ширина 2,5— 5,7 м , высота борта 1—1,8 м, осадка 0,5—1,3 м, грузоподъёмность 20-50 т.

Кутгер (нем. Kutter ) — парусное рыболовное, реже грузовое судно, применявшееся в XIX в. на южном побережье Балтийского и Северного морей. Имело палубу, 2 мачты с косыми парусами и бушприт с 1—2 кливерами. Длина ок. 18 м , ширина ок. 5,8 м , высота борта ок. 5,4 м , грузоподъёмность ок. 100 т.

Лансон — 1-, 2-мачтовое парусное промысловое либо каботажное судно, применявшееся на Чёрном море в XVIII — XIX вв. Длина до 21 м , ширина до 6 м , осадка до 2,5 м . Использовались во время русско-турецкой войны 1787—1791 гг., имели 4—8 пушек, 1—2 мортиры.

Лантша (малайск. lanchang ) — небольшое парусное судно, применявшееся в XIX —начале XX вв. в районе Малайского архипелага. Имело 2—3 мачты. На фок- и грот-мачтах крепились люгерные паруса, на бизань-мачте — гафельный. Имело бушприт с 1—2 кливерами.

Линейный корабль, линкор — в парусном флоте конца XVII — середины XIX вв. наиболее крупный боевой 3-мачтовый корабль с сильным артиллерийским вооружением (60—130 пушек). К середине XIX в. водоизмещение линкоров достигло 5000 т, экипаж — 800 чел.

Люгер (англ. lugger ), 1) небольшое парусное рыболовное судно конца XIX — начала XX вв. с рейковым (люгерным) парусным вооружением. Имело 2—3 мачты. 2) Небольшой военный корабль XIX в. с рейковым парусным вооружением, использовался в ряде европейских стран для посыльной службы. Длина до 25 м , ширина до 6,5 м , осадка до 3,5 м . Вооружение: 10—16 небольших пушек.

Облас — речное парусное грузовое судно, применявшееся в XIX в. на северных реках России.

Паландр — турецкое парусное судно XVI в. для перевозки лошадей.

Пакетбот, 1) небольшое 2- или 3-мачтовое парусное почтово-пассажирское судно, в XVII — XIX вв. применявшееся в некоторых странах Европы. 2) В Англии в XVII в. судно, предназначавшееся только для перевозки почты между своими и иностранными портами и регулярной связи с колониями. 3) В России в XVII — XIX вв. судно имевшее водоизмещение 200—400 т и вооружённое несколькими пушками.

Паузок — парусно-гребное плоскодонное судно, встречавшееся главным образом на северных реках России. Были беспалубными, с одной мачтой, имели длину до 24 м и грузоподъёмность до 120 т. Обычно ходили вместе с большими судами и служили для снятия с них груза на мелководье.

Перама — небольшое парусное грузовое судно прибрежного плавания (Средиземноморье, в частности Турция). Парусное вооружение люгерного типа, иногда прямое. Длина ок. 20 м , ширина 3.5- 4 м .

Пиата (от итал. piatto — «плоский») — плоскодонное судно для разгрузки и погрузки судов, стоящих на рейде, применялось в Италии в XIX в.

Пинасе (франц. pinasse , англ. pinnace ), 1) небольшое парусное судно типа флейт, применявшиеся в странах Северной Европы в XVI — XVII вв. Имело плоскую корму, 2—3 мачты, служило в основном для торговых целей. 2) В настоящее время название открытой гребной шлюпки английских ВМС (иногда оснащённой вспомогательным двигателем). 3) Парусное рыболовное судно с приподнятым носом и острой кормой. Используется в водах Бискайского залива.

Питер-бот (англ. peter - boat ) — парусно-гребной рыболовный бот, широко применявшийся на реке Темзе в Англии.

Плейт (англ. playte ) — парусное судно, служившее в XV в. в Англии для перевозки грузов и пассажиров между портами Англии и Франции.

Прам (гол. praam ), 1) плоскодонное парусное (1-мачтовое) судно, применявшееся в XVII в. в Нидерландах для перевозки грузов по рекам. 2) Плоскодонный парусный корабль с сильной артиллерией (до 44 пушек крупного калибра, иногда — несколько мортир). 3) В Швеции в XVII в. военное судно, использовавшееся в прибрежных районах и на реках для бомбардировки крепостей и укреплений противника. 4) В России в XVIII в. такие суда служили для защиты Кронштадта с моря. Их длина 35 м , ширина 10,6 м , осилк.1 до 3 м . В это же время на Балтике строили и полупрамы вдвое меньших размеров.

Раньшина, ранщина — парусно-гребное 2-, 3-мачтовое промысловое судно северных славян (поморов) XI — XIX вв., приспособленное для ранневесеннего лова рыбы и морского, зверя в тяжелых ледовых условиях. Имело яйцевидную форму днища и прямой наклонный форштевень. Грузоподъёмность 25—70 т.

Расшива — парусное грузовое судно, использовавшееся в конце XVII — начале XIX вв. в бассейне Волги и на Каспийском море. Длина 30—50 м, ширина 10—12 м, высота борта до 2,7 м , осадка 1,2—1,8 м, грузоподъёмность 100—500 т. Мачта высотой 20—30 м, большой прямой рейковый парус, скорость с грузом 60—80 км в день по течению и 30 км — против течения. При штиле и встречном ветре расшиву тянули бурлаки.

Саколева — небольшое парусное торговое судно, встречавшееся в Эгейском и Чёрном морях. Имела до трёх мачт (одна — с прямыми парусами, две другие — с косыми); длина 12—15 м, ширина 3,5—5 м.

Свойская лодка — парусно-гребная рыбацкая лодка для прибрежного морского лова, использовавшаяся на Каспийском море. Имела 2 мачты с рейковыми парусами, крытые бак и ют. Отличалась малой осадкой (до 0,45 м ) и передвигалась во время лова с помощью шестов. Экипаж 4 чел.

Скампавея (от итал. sampare — «исчезать» и via — «прочь») — малая галера, небольшой гребной корабль русского шхерного флота XVIII в. Заимствована у итальянцев. Представляла собой уменьшенную на 30—40% копию венецианской галеры и предназначалась для разведки, перевозки войск, высадки десанта, абордажного боя в шхерах. Длина 22 м , ширина около 3 м , осадка 0,7 м , 12—18 пар вёсел, 1—2 мачты с косыми парусами. Вооружение: 1—2 легкие пушки. Вместимость до 150 чел.

Струг, 1) плоскодонное парусно-гребное судно восточных славян VI — XIII вв., промежуточное по размерам между чёлном и ладьёй, Струг вмещал 10—12 чел., использовался для перевозки людей и грунт по рекам и озёрам. Имел 10—12 пар вёсел, съёмную мачту с небольшим прямым парусом, который ставили при попутном ветре, и приспособление для транспортировки волоком. Длина 20—45 м, ширина 4—10 м. 2) В XVI — XVII вв. небольшие струги использовались для защиты речных торговых караванов от разбоя. Вооружение: лёгкие пушки (басы), вместимость 60—80 воинов (стрельцов). Струги были следующих типов: палубный, светличный, подъёмный, мыльный, морской, чердачный, адмиральский, дворцовый. В конце XVII в. струги использовал Пётр I для переброски войск при осаде Нарвы и Азова.

Тарида — парусно-гребное судно длиной 30—35 м, применявшееся в странах Средиземноморья в XII — XIV вв. Использовалось как торговое и военно-транспортное.

Тартана {итал. tartana — «маленькое судно»), 1) парусное военное и торговое судно, использовавшееся в Средиземноморье в Средние века. Имело одну палубу, 2—3 мачты с косыми парусами. 2) Лёгкий боевой 2-мачтовый корабль XVIII в. с косыми парусами и несколькими пушками. 3) В настоящее время 1-мачтовое парусное судно для каботажных перевозок и рыболовства (Средиземное море). Длина 8—20 м, ширина 3—4,5 м.

Требака, трабакколо {итал. trabaccolo ) — парусное грузовое или рыболовное судно каботажного плавания, использовавшееся на Средиземном, Чёрном и Азовском морях. Длина ок. 28 м , ширина ок. 6 м ., высота борта 1—2 м, парусное вооружение рейковое, на

бушприте 2 кливера.

Трекатр — небольшое парусно-гребное грузовое судно, использовавшееся в бассейне Средиземного и Чёрного морей. В военное время использовались для перевозки грузов и войск и имели на борту до 10 небольших пушек.

Туер, туерное судно (от англ. tow — «тянуть») — судно, передвигающееся посредством подтягивания непрерывной цепи (троса), проложенной по дну реки или канала.

Тузик — небольшая (длина не более 3 м ) шлюпка на судне, используемая для сообщения с берегом, завоза якоря и других судовых работ

Тунбас — мореходное парусное грузовое судно Турции XVII — XVIII вв. Часто использовалось для десантных операций.

Унжак (название по реке Унжа, притоку Волги) — деревянное грузовое судно, использовалось в XIX — XX вв. на реках России, в том числе мелководных. Длина 50—60 м, ширина ок. 14 м , грузоподъёмность 300—450 т. Беспалубное судно с наклонным форштевнем.

Учан — новгородское плоскодонное парусно-гребное грузовое судно XIII — XV вв. Размером несколько больше, чем чёлн.

Ушкол — лёгкое парусно-гребное морское судно турецкого флота XVII в. Использовалось в основном на Чёрном и Азовском морях для охраны торговых караванов. Имело одну мачту с косым парусом.

Ушкуй — новгородское парусно-гребное плоскодонное судно XIII — XV вв. Имел съёмную мачту, вмещал до 30—40 чел. Использовался новгородскими разбойниками — «ушкуйниками» для набегов на соседние земли (главным образом верхневолжские).

Фелюга, фелука {итал. feluca от араб, «фулука» — «лодка»), 1) лодка на средиземноморских галерах, служившая для связи с берегом и между судами. Имела 3—5 пар вёсел, мачту с косым парусом. 2) Небольшое парусное судно прибрежного плавания в странах Средиземноморья для перевозки грузов и рыболовства. Имела 1—3 короткие мачты с косыми парусами, иногда и вёсла. Использовалась греческими пиратами (тогда на борту было 6—8 пушек). 3) На Чёрном и Азовском морях парусно-гребная или парусно-моторная рыбацкая лодка с косым четырёхугольным парусом. Длина 6 м , ширина ок. 2 м , осадка ок. 0,5 м , грузоподъёмность 5—6 т.

Флейт {гол. fluit ) — парусное транспортное судно Нидерландов XVI — XVIII вв. На фок- и грот-мачтах стояли прямые паруса, на бизань-мачте — бизань и топсель. На флейтах впервые появился штурвал. В России такие суда входили в состав Балтийского флота с XVII в.

Флибот (франц. flibot ) — небольшое плоскодонное парусное судно грузоподъёмностью до 100 т, применявшееся в XVIII — XIX вв. в Нидерландах для лова рыбы.

Фрегат (гол. fregat ), 1) в XIII — XVI вв. парусно-гребное посыльное судно с 4—5 парами вёсел и косым парусом. 2) В XVIII в. самый крупный парусно-гребной корабль шхерного флота (с 12—18 парами вёсел и примерно 38 пушками); в русском флоте применялся с конца XVHI в. 3) В XVIII — XX вв. 3-мачтовый парусный или парусно-паровой военный корабль с полным парусным вооружением. При включении в боевую линию фрегаты носили название линейных кораблей. Артиллерийское вооружение до 62 пушек. С середины XIX в. на фрегаты стали помещать паровые машины и гребные колёса, а также гребные винты (пароходофрегаты), а с 1860 г . — броню (броненосные фрегаты). 4) В настоящее время корабль ВМС, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок, противолодочной, противовоздушной и противоракетной обороны кораблей и транспортов, имеют водоизмещение до 4000 т, скорость 30 узлов (55,5 км/час), вооружены ракетными комплексами, несут 1—2 вертолета.

Фуста (итал. fusta ) — малая быстроходная венецианская галера XIII — XVI вв. Длина ок. 27 м ., ширина ок. 4 м .

Хачбот (англ. hatch boat — «судно с садком») — рыболовное судно с разборной палубой и одним или несколькими закрывающимися садками для живой рыбы, применявшееся в США до середины XX в.

Хой (гол. heu ) — небольшой парусно-гребной бот, применявшийся преимущественно в Голландии в эпоху парусного флота для перевозки пассажиров и грузов с берега на большие суда.

Хойер (нем. Heuer ) — промысловая лодка, применявшаяся рыбаками Померанского побережья Балтийского моря в конце XIX в.

Хольк, хулк (англ. hulk ) — судно типа кога, примерно вдвое большее по размерам. Использовался в Англии, Франции и Нидерландах в XVI — XVII вв. в торговых целях. Имел 3 мачты, водоизмещение до 400 т.

Чайка — речное гребное судно запорожских казаков XVI — XVII вв., приспособленное для морских походов. Имели 12—15 пар вёсел, съёмную мачту высотой до 4 м с прямым парусом, который ставили при попутном ветре. Длина до 20 м , ширина 3—4 м, экипаж 50—70 чел., вооружение до 6 лёгких пушек.

Чектырме — лёгкое парусное грузовое судно турецкого флота с 1—2 мачтами. Грузоподъёмность до 50 т. В военное время использовалось как посыльное судно и имело на борту до 4 небольших пушек.

Шаланда (франц. chaland от греч. «шеландион»), 1) небольшое мелкосидящее несамоходное судно для портовой разгрузки больших судов, стоящих на рейде. 2) Рыбацкая парусная плоскодонная лодка с выдвижным килем, использовавшаяся на Чёрном и Азовском морях. Длина 7,5—8,5 м, ширина ок. 2,5 м , высота борта 0,8— 0,9 м , осадка 0,6—0,7 м, грузоподъёмность 3—5 т.

Шебека (итал. sciabecco , от араб, «шаббак») — парусно-гребное 3-мачтовое судно с косыми парусами, применявшееся в Средние века на Средиземном море для военных и транспортных целей. Имела до 40 вёсел и 30—50 пушек малого калибра. По конструкции шебека была близка к каравелле. В русском флоте шебеки появились в XVIII в. Длина 36,5 м , ширина 10,2 м , осадка 3,3 м .

Шкут, шкоут (гол. schoot ) — парусное военное или транспортное, реже рыболовное судно, использовавшееся в XVIII - XIX вв. на Балтийском и Каспийском морях, Ладожском и Онежском озёрах, на Волге. Большие шкуты имели парусную оснастку фрегата, чалые — брига. Длина 17—45 м, ширина 4,5—8,5 м, осадка 1,2— 1,6 м ; грузоподъёмность 150—500т, экипаж 12—18 чел.

Шлюп (гол. sloep ), 1) в XVIII — XIX вв. парусный 3-мачтовый военный корабль с прямым парусным вооружением, промежуточный по размерам между корветом и бригом. Использовался для разведывательно-дозорной и посыльной служб. 2) Морское транспортное и рыболовное 1-мачтовое судно. 3) В период первой мировой войны тихоходный сторожевой корабль водоизмещением до 1000 т, скоростью до 16 узлов (29,6 км/час). 4) В настоящее время тип парусного вооружения спортивных судов.

Шмак, шмака — небольшое палубное парусное судно, применявшееся в XVII - XIX вв. для транспортировки грузов, перевозки пассажиров, лова рыбы в Северном и Балтийском морях. Имел парусное вооружение шлюпа или кеча в зависимости от размеров. В России 2-мачтовые шмаки с косыми парусами применялись в первой половине XVIII в. в качестве военных транспортов, а также для перевозки леса на Балтийском и Каспийском морях. Длина 18—27 м, ширина ок. 7 м , высота борта ок. 3 м , грузоподъёмность 40-140 т.

Шнек, шнека, 1) морское парусно-гребное судно скандинавских народов XII - XIV вв. Шнек был похож на дракар, но имел меньшие размеры, оснащался 1—2 мачтами с прямыми парусами, 15—20 парами вёсел, вмещал до 100 чел. 2) В XI - XIX вв. парусно-гребное рыбацкое судно северных славян (поморов). Плоскодонное беспа­лубное судно с мачтой высотой ок. 6 м , с прямым или шпринтовым парусом. Большие шнеки имели вторую мачту с гафельным парусом, а также кливер. Длина 7—12 м, ширина 2—2,5 м, осадка 0,6— 0,8 м , грузоподъёмность 2,5—4 т, экипаж до 4 чел.

Эльпидифор — транспортно-десантное паровое судно, применявшееся в составе русского Черноморского флота в период первой мировой войны. Водоизмещение ок. 1000 т, вооружение — малокалиберная артиллерия, численность десанта 500—1000 чел.

Яхта (англ. yacht , гол. jacht ) — судно, оснащённое парусами или оборудованное механическим двигателем, предназначенное для прогулок, туризма или спорта. К яхтам относят малые парусные суда, независимо от их размеров и конструктивного типа. В зависимости от назначения, яхты бывают гоночными, крейсерско-гоночными, прогулочными и туристскими.