Понятие общения.

 

Понятие общения всплывает не только в науках об обществе и человеке, но и в естественных науках. С точки зрения обществознания, общение – это способ передачи информации от одного человека другому. Это также процесс установки и эволюции контактов между людьми или группами людей.

Общение – это такой вид совместной деятельности человека, без которого невозможен любой другой вид совместной деятельности. Общение сопровождает многие виды труда.

Уникальность общения как вида деятельности заключается в следующем. Практически все виды деятельности строятся по принципу субъект-объект, то есть человек воздействует и модифицирует объект, - то, на что направлена его деятельность. Общение обычно строится по принципу субъект-субъект, то есть равноправное взаимодействие двух индивидов.

 

Функции общения.

 

В структуре общения психологи выделяют три стороны – восприятие, коммуникация и взаимодействие. Отсюда можно вывести три основные функции общения.

  1. Перцептивная функция. Она же – аффективно-коммуникативная. Проявляет эмоциональную сферу человека, его отношение к тому, что его окружает.
  2. Информационно-коммуникативная функция. Функция обмена информацией. Именно эту функцию чаще всего ассоциируют с понятием общения.
  3. Интерактивная функция. Она же – регуляционно-коммуникативная. Функция организации совместной деятельности.

 

Цели и виды общения.

 

Целей общения человека множество, но все они делятся на два типа:

  • Общение как средство достижения какой-то другой цели, которая к общению отношения не имеет. Например, спросить у прохожего, как пройти на автовокзал, имеет реальную цель – не опоздать на автобус, и эта цель не связана напрямую с общением.
  • Общение как самоцель. Когда вы звоните другу поболтать, ваше общение – это самоцель.

По содержанию самого общения его можно разделить на пять категорий (видов).

  1. Когнитивное. Обмен информацией.
  2. Эмоциональное. Обмен эмоциями. Эмоциональное заражение – то, благодаря чему возможен такой вид общения. Пример – рассказать кому-нибудь анекдот, чтобы поднять настроение.
  3. Мотивационное. Чаще всего цель такого общения – переубедить кого-либо, уговорить, агитировать и т.д.
  4. Деятельностное. Обмен умениями и навыками. Любая спортивная секция или кружок любителей пения – пример деятельностного общения.
  5. Материальное. Обмен материальными ценностями.

В качестве вывода можно заключить, что столь сложная деятельность, как общение, отличает человека от животного и поднимает его на высший социальный уровень.