Библия — собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного писания. Признаваемая тем и другим часть Библии, первая по времени создания, получила у христиан название Ветхий завет, другая часть, признаваемая только ими, называется Новый завет. За этой терминологией стоит христианское представление, согласно которому завет (мистический договор или союз), заключенный Богом с одним народом (евреями), сменен благодаря явлению Иисуса Христа Новым заветом, заключенным уже со всеми народами. Ислам, не принимая в свой обиход ни Ветхий завет, ни Новый завет, в принципе признает их святость, и персонажи обеих частей Библии (например, Ибрахим, т.е. Авраам, Иусуф, т.е. Иосиф, Иса, т.е. Иисус) играют важную роль в исламе начиная с Корана. Ветхий завет состоит из памятников древнееврейской литературы XII—II вв. до н.э., написанных на древнееврейском и отчасти арамейском языках. Он делится на три больших цикла: 1) Тора, или Пятикнижие, приписываемое пророку Моисею; 2) Пророки — несколько древних хроник и собственно пророческие сочинения, принадлежащие или приписываемые народным проповедникам VIII—V вв. до н.э. — Исайе, Иеремии, Иезекиилю и двенадцати малым пророкам, а также книга Даниила, датируемая II в. до н.э.; 3) Писания, или Агиографы,— собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим жанрам (религиозная лирика, сборники афоризмов, назидательные повести, хроникальные тексты и др.) Новый завет состоит из памятников раннехристианской литературы 2-й половины I в. и начала II в. н.э., написанных в основном на греческом языке (четыре Евангелия, т.е. благовестия о жизни и учении Христа, Деяния апостолов, 21 послание апостолов — Павла, Петра, Иоанна, Иакова, Иуды (не Искариота!) — и, наконец, Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис).

Коран — священная книга мусульман, представляюшая собой собрание божественных откровений, которые были ниспосланы пророку Мухаммеду. Слово «коран» означает «то, что читают, произносят» (т.е. то, что было сказано Мухаммеду и что он повторил). Коран делится на 114 глав, именуемых сурами, расположенных в порядке убывания длины, за исключением первой суры — фатихи. Одна от другой суры отделены басмалой (формулой «Именем Аллаха, милостивого, милосердного»). Каждая сура делится на аяты. Аят — это фраза или фрагмент фразы. Большая часть Корана написана рифмованной прозой, т.е. несколько аятов оканчиваются на один и тот же слог. В самой длинной суре 286 аятов, в самой короткой — 3. В аятах от 1 до 68 слов. Мухаммед получил первое откровение в месяце рамадан, поэтому рамадан был избран месяцем поста. Однако Коран был передан пророку не весь сразу, а частями, сначала в Мекке, а затем в Медине. Мекканские суры, которые делят на суры первого, второго и третьего периодов, отличаются от мединских по содержанию, стилю, языковым особенностям. Суры первого мекканского периода совершенны в литературном отношении, возвышенны и эмоциональны. Суры второго периода более спокойны, в них главное место занимают проповеди единобожия. В сурах третьего периода много сказаний о пророках. Мединские суры содержат множество культовых, юридических и этических предписаний. При жизни Мухаммеда Коран существовал в устной форме и было немало людей, знавших его частично или полностью наизусть. После смерти Мухаммеда возникла угроза постепенной утраты священного текста и потребовалось собрать все откровения. При халифе Абу Бакре эту работу выполнил Зайд ибн Сабит. При третьем халифе Османе текст Корана был впервые облечен в форму рукописной книги, которая и считается первым изданием Корана. Коран для всех мусульман является главным источником вероучения. Он содержит наставления, правила, запреты, повеления культового, этического, юридического, хозяйственного характера. Однако для однозначного понимания и интерпретации Корана понадобилось создать традицию тафсира, т.е. толкования его текста. Коран как источник вероучения дополняется вторым важнейшим для мусульман источником — сунной, зафиксированной в хадисах, или преданиях о пророке и его сподвижниках.

Талмуд — многотомный сборник еврейской религиозной литературы, сложившейся с IV в. до н.э. по V в. н.э. Столетиями первоначальное содержание Талмуда передавалось от поколения к поколению изустно. Поэтому в отличие от Ветхого завета, который назывался писаным законом. Талмуд назывался устным законом. Уже в IV в. до н.э. появились книжники, которые занимались толкованием Моисеева закона; они и положили начало той работе, плодом которой стал Талмуд. Книжники стремились толкованием Торы соорудить «ограду вокруг закона», т.е. максимально изолировать еврейские массы от влияния греческой культуры. Расширенное устное толкование библейских законоположений, возникшее в разгар борьбы между религиозно-политическими группировками древних евреев — саддукеями и фарисеями, — впервые было собрано и отредактировано в 210 н.э. Иегудой Ганаси и получило название Мишны (повторение закона). Мишна вскоре сама стала предметом толкований. Этим занялись амораи (разъяснители) одновременно в Палестине и Вавилонии, где ко II в. н.э. было уже много евреев. Собрание толкований Мишны называется Гемарой. Мишна и Гемара и составляют Талмуд. В Талмуде различают Галаху и Агаду, которые переплетаются друг с другом. Га-лаха — это закон, касающийся жизни религиозной, семейной, гражданской и т.п. Агада — это миф, притча, легенда, сказка.

Трипитака — каноническое собрание текстов буддизма, содержащее откровения Будды в изложении его учеников. В течение веков эти откровения передавались изустно, впервые, по легенде, получили литературное оформление в 1 в. до н.э. Трипитака состоит из трех частей (питак). Первая — Винаяпитака (»корзина устава»), включающая 5 книг, посвящена принципам организации буддистской монашеской общины, правилам приема в нее и требованиям к монашеству. Винаяпитака подробно регламентирует всю жизнь монахов и их отношения с мирянами. Суттапитака («корзина поучений») — второй раздел Трипитаки, состоящий из 3 сборников (никай), излагающий учение Будды в форме приписываемых ему и его ученикам притч и бесед, а также сборников легенд, афоризмов, поэм, комментариев и т.д. Абхидхаммапитака («корзина толкования учения») — третий, завершающий раздел — состоит из 8 книг, содержащих теологическую трактовку основных положений вероучения.

Веды — древнейшие памятники индийской религиозной литературы, складывавшиеся на протяжении ряда веков (конец II — начало I тысячелетия до н.э.). Веды состоят из 4 сборников. Ригведа — собрание гимнов мифологического и космологического содержания; Самаведа — сборник песнопений, повторяющий тексты Ригведы и дополняющий их ритуально-обрядовыми инструкциями; Яджурведа — описание ведических ритуалов, правил совершения жертвоприношений; Атхарваведа — сборник магических заклинаний и формул. Белы породили многочисленную литературу, толковавшую и комментировавшую их: брахманы (теологическое обоснование ведической практики); араньяки (мистическое толкование философских доктрин и текстов Вед); упанишады (философское толкование сущности мироздания). На основе Вед сложилась ведическая религиозная традиция, многие образы и философские концепции которой вошли впоследствии в такие религиозно-философские системы, как брахманизм, индуизм, джайнизм, буддизм